В преддверии 8 Марта, я с детьми начала делать подарки для мам – разноцветные салфетки, сделанные узелковой техникой.
Занятия проводятся с небольшой группой детей (4-5 человек).
Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- создать условия для овладения новым видом декоративно-прикладного искусства - батиком;
- познакомить с техникой узелкового батика;
- научить пользоваться красками (в данном случае чернилами) на ткани;
- закрепить умение самостоятельного выбирать цвета и составлять новые цвета путём смешивания чернил;
- развивать фантазию, воображение и чувство цвета, мелкую моторику;
- побуждать детей к творческим поискам и решениям.
Ход образовательной деятельности
Звучит приятная музыка.
Воспитатель: Скоро праздник восьмое марта, хотите сделать своими руками подарок для мамы, красивую салфетку с узорами?
Дети: Да.
А вы знаете, как называется техника рисования на ткани?
Дети: нет.
Воспитатель: Техника рисования на ткани называется «БАТИК».
Есть разные виды батика, один из них «узелковый батик».
Воспитатель: Родина техники росписи по ткани "батик" страна Индонезия. - Показ слайдов презентации с работами по ткани.
Мы с вами маленькие художники, а давайте и мы попробуем порисовать в этой интересной технике.
Воспитатель: Проходите к столам, занимайте наиболее удобные для вас места. Что вы видите на столах?
Дети:
- кусок белой ткани
- тазик с водой
- краски
- ножницы
- стаканчики и ложки
- кисти
- нитки.
Воспитатель: Да, здесь есть всё, что нам понадобится для работы.
Давайте приступим к работе.
Воспитатель: Приготовленную белую ткань нужно хорошо смочить водой, сильно отжать и расправить.
Находим середину квадрата, одеваем на пальчик. Левой рукой держим ткань за середину. Правой рукой аккуратно начинаем скручивать ткань в тугой жгут.
Затем приступаем к самому сложному этапу работы. Наши жгутики необходимо как можно крепче перетянуть ниткой по всей длине, начиная с верхушки (середины ткани). Чем крепче будет затянут жгут, тем красивее будет узор.
Теперь вспоминаем с детьми, какие цвета чернил можно смешать, чтобы получился новый цвет. Смешиваем и вместо трёх цветов получаем пять. Разливаем в палитру и приступаем к работе.
А теперь самое увлекательное – наносим краску на ткань, так же начиная с верхушки. Краску можно брать любую и любое количество. Главное условие: тщательно прокрашивать ткань, чтобы не оставалось белых мест.
Вот такие разноцветные жгутики у нас получились.
Теперь необходимо убрать нитки, которыми была связана ткань. Делать это нужно аккуратно и осторожно, чтобы не порезать окрашенную ткань.
Как только все нитки были удалены, наступает время сюрприза – расправляем ткань! Восторгу детей не было предела! Ребята даже и предположить не могли, какая красота может получиться! После того, как краска и ткань высохнут, их надо прогладить утюгом.
Воспитатель: Как вы думаете, понравятся наши салфетки мамам?
Дети: Да!
Воспитатель: Какую необычную технику мы использовали?
Дети: Узелковый батик.
Воспитатель: Правильно! Так вы поняли почему эта техника называется узелковый батик?
Дети: Поняли.
Маша: Нужно завязывать узелки.
Воспитатель: Правильно, потому что рисунок создается при помощи узелков.
Воспитатель: Что было сложным?
Ксюша: Обвязывать ткань ниткой.
Воспитатель: Правда, у всех ребят получились очень красивые салфетки!