УМК |
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Юдина И.И. Геометрия. 8, Москва, Просвещение, 2015 |
Класс |
8 |
Тема урока |
«Теорема Пифагора» |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Цели урока для учителя |
- формирование понятий: «прямоугольный треугольник», «свойства прямоугольного треугольника», «площадь фигур», «свойства площадей», «Теорема Пифагора»; |
Цели урока для обучающихся |
- вспомнить понятия: «площадь фигур», «прямоугольный треугольник», «свойства прямоугольного треугольника», «свойства площадей», |
Методическая цель |
Проектирование нетрадиционного урока математики с учётом ФГОС ООО |
Средства реализации методической цели |
Совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность; проблемная ситуация; исследовательская работа; презентация проекта; индивидуальные и парные задания; рефлексия. |
Используемые технологии |
Проектно-исследовательская технология, информационно-коммуникационные технологии |
Формируемые универсальные учебные действия |
|
Познавательные УУД |
- формулирование проблемы; |
Регулятивные УУД |
- целеполагание; |
Личностные УУД |
- развитие адекватной самооценки; |
Коммуникативные УУД |
- формулирование и аргументация собственного мнения; |
Ход урока
I. Мотивационно-установочный этап
Цель этапа:
- Включить учащихся в учебную деятельность;
- Определить содержательные рамки урока;
- Организовать коммуникативное взаимодействие.
1) Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов.
- Эпиграфом сегодняшнего урока является следующее высказывание немецкого математика Иоганна Кеплера:
«…Геометрия владеет двумя сокровищами –
И одна из них - теорема Пифагора …»
- Кто такой Пифагор? Что вы знаете о нем?
2) Историческая справка. (показ видеофильма «Пифагор», 5 мин.)
- Итак, кто такой Пифагор? Как называется одна из основных теорем в геометрии? (теорема Пифагора)
- Тема нашего урока «Теорема Пифагора». Запишите её в свои тетради.
- Скажите, что вам известно про теорему Пифагора? Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Составление плана урока.
- Формулировка теоремы и её доказательство.
- Применение теоремы.
- Решение задачи на применение теоремы.
3) Актуализация опорных знаний
- Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, покажите мне знания, которые необходимы для этого. - Какая геометрическая фигура изображена на доске? (прямоугольный треугольник)
Задание 1. «Прямоугольный треугольник» (работа в группе) Ученики делают на бумаге А3 опорные сигналы: рисунки, свойства треугольника, формулы и т.д.
- Проектировать знания о прямоугольном треугольнике, защитить проект. (3 мин)
- Как вы думаете, все ли мы знаем о прямоугольном треугольнике?
- А теперь давайте решим небольшую задачу.
Задание 2. Задача на готовом чертеже (на доске).
- Какие стороны известны? (катеты, а = 4, b =10)
- Что нужно найти? (гипотенузу, с = ?)
-Тех знаний о прямоугольном треугольнике, которые мы имеем, не хватает. Эту задачу решить не можем.
Постановка учебной задачи урока.
- Сформулируйте то, что мы должны знать, чтобы решить эту задачу?
- Это и будет цель нашего урока.
Сообщение главной цели урока.
- Цель урока как раз и заключается в том, чтобы выяснить, как связаны между собой стороны прямоугольного треугольника.
II. Операционно-познавательный этап
“Открытие теоремы Пифагора”. Исследовательская деятельность (работа в парах)
- Чтобы выяснить связь между сторонами треугольника, мы займемся исследовательской деятельностью.
- Я вам раздам листы, на котором изображен прямоугольный треугольник. Ответьте на вопросы и сделайте вывод.
|
|
Вывод: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
- Правильно. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
- Ребята! Утверждение, которое вы только что сформулировали, является одной из важнейших теорем геометрии и имеет своё имя – теорема Пифагора.
- Запишите теорему в тетрадях.
- Повторите ее несколько раз, чтобы запомнить. Расскажите участнику, сидящему рядом.
- Скажите теорему хором.
Физкультминутка.
Презентация проектной работы учащихся.
Заранее подготовленные 2 ученика рассказывают об истории теоремы Пифагора и о ее доказательствах (3-4 разные доказательства). Рассказывают о применении теоремы Пифагора.
Демонстрируют презентацию, составленную самими учащимися. БУКЛЕТ – в подарок.
Доказательство теоремы Пифагора
Учитель останавливается на одном из доказательств. На доске пишется условия и доказательство теоремы.
III. Контрольно-регулировочный этап
Решение задач по готовым чертежам. (Презентация «Теорема Пифагора»)
- Давайте устно решим несколько задач по готовым чертежам, с помощью теоремы Пифагора.
1. а = 6, в = 8, с=? (10)
2. с = 13, а = 12, в = ? (5)
3. а=0,6; в = 0,8; с= ? (1)
4. а = 4/5, с = 1, в = ? (3/5)
5. а = 5, в = √24, с = ? (7)
- Вернемся к не решенной задаче.
- Как думаете, сможем ее решить?
- Запишите решение в тетрадях. (а = 4, b =10, с = ?)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (карточка)
Проверка по эталону.
- Поменяйтесь тетрадями.
- Посмотрите на слайд и проверьте решение, поставьте оценки.
- Запишите свои оценки на листах самооценки. Передайте листы самооценки.
Итог урока
- Всё ли мы рассмотрели что хотели? Достигли мы вставленной цели?
- Пригодятся вам эти знания?
Домашнее задание
484(а, б), 486(а, б), 485*, можно решать задачи из буклета (практические задачи из КИМ).
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Сегодня мы много узнали о жизни Пифагора, о его знаменитой теореме. Мы с вами сегодня убедились в том, что теорема Пифагора популярна по трем причинам: 1) простота; 2) красота; 3) значимость.
Вот почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии!
Вы показали себя активными, любознательными учениками, умеющими думать. Спасибо всем за активное участие.
Литература
1. Учебник «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Юдина И.И. Геометрия. 8, Москва, Просвещение, 2008.
2. http://fcior.edu.ru/card/10969/teorema-pifagora-i3.html
3. http://ru.wikipedia.org
4. http://moypifagor.narod.ru/literature.htm
Оценочный лист
|
|||
Проект «Прямоугольный треугольник» Работа в группе |
Исследовательская работа. |
Устный счет |
Самостоятельная работа |
За 1 правильный ответ 1 балл |
За 1 правильный ответ 1 балл |
За 1 правильный ответ 2 балла |
За 1 правильный ответ 2 балла |
|
|
|
|
- На уроке я научился (научилась) …
- Теперь я могу …
- Мне понравилось …
- Я набрал ……. баллов, моя оценка …….
Самостоятельная работа по чертежам
3. Самостоятельная работа (решите письменно)
Катет а |
Катет в |
Гипотенуза с |
|
1) |
7 |
3 |
с = ? |
2) |
9 |
в = ? |
15 |
3) |
8 |
в = ? |
10 |
2-й вариант | Катет а |
Катет в |
Гипотенуза с |
1) |
2 |
8 |
с = ? |
2) |
а = ? |
12 |
15 |
3) |
а = ? |
4 |
5 |