Методическая разработка урока музыки. Тема «Виват, Россия!» 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3

Ключевые слова: музыка, С.С.Прокофьев, кантата «Александр Невский», жанр кант


Цель:

  • формирование интереса к истории и культуре эпохи Петра I;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на народную и классическую музыку.
  • Задачи: познакомить с жанром кант;
  • расширять знания детей о кантате С.С.Прокофьева "Александр Невский";
  • формировать умение проводить интонационно-образный строй.

Ход урока

Музыкальное приветствие

Презентация

– Ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображённую на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества» (Слайд 1), которая висит в настоящее время в приемной президента России. Что на ней изображено? (Гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены).

 - Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента? (На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников)

 - Что значит «Виват, Россия!» (работа со словарем) (Заздравное приветствие во времена Петра I - «Да здравствует!», «Пусть живет!», радостный возглас наподобие «Ура!»)

 - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…)

 - Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам? (женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик). Какие качества больше всего ценятся в женском характере? (доброта, нежность, красота) А в мужском? (отвага, сила, выносливость)

 - Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)

 - Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать? (Нужно воспитывать)

 - И вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества? (беседа с детьми)

 - Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев? (Слайд 2)

Александр Невский – жил тысячу лет тому назад. Был самым молодым полководцем, в 20 лет вел полки против шведских, немецких захватчиков. Его воска не потерпели ни одного поражения. За подвиги Александра Невского причислили к лику русских Святых.

(Слайд 3) Дмитрий Донской родился через сто лет после А.Невского. Прославился тем, что освободил Русь от татаро - монгольского нашествия.

(Слайд 4) А.В.Суворов – национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений). (Щелчок) Орден им. Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.

(Щелчок) Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, одержавший победу над французами 200 лет назад.

 - Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)

 - Знаете ли вы, кто изображен на этой картине? (Слайд 5) Это великий русский царь Петр I, живший 300 лет назад. Петр I очень хотел, чтобы Россия стала могучим и сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр I создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны - Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку, установил в России традицию праздновать новый год, ввез картошку в Россию из Южной Америки. По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки. (Слайд 6) Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Работа со словарем «Триумф» - победа)

 - Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

(Слайд 7) После победы над шведами под Полтавой по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины - победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

 - Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)

 - Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты - инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.

 - Давайте прочитаем, что такое кант по учебникам стр. 12 (работа по учебнику)

 - Итак, что же такое Кант? (ответы учащихся)

 - Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.

Школьники выполняют задание.

 - Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле». Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.

Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»

Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного (трехголосного) хора без сопровождения.

 - Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой. Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит.

Звучание Канта «Орле Российский» (Слайды 8 - 15)

 - Итак, кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей? (Три) Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? (Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно)

 - Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? (Потому что третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно)

 - Ребята, как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях? (Воспевалась, ведь песни помогали солдатам воевать, они поднимала им настроение)

 - Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра первого мы сегодня разучим. Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20-25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности.

Вывод: Итак, мы с вами отметили особенности канта.

  • Записывают.
  • Читают.
  • Называют особенности (исполняются многоголосно без музыкального сопровождения, характер энергичный, патриотический, сочиняет народ).
  • Выполняют задание.
  • Отвечают (старославянское выражение "русская земля").
  • Исполняют кант.

Анализируют музыку, отмечая энергичные интонации, чёткий ритм, звучание мужского хора без музыкального сопровождения.

Физкультминутка.

- А теперь давайте добавим движения к нашему исполнению канта: на первую фразу поднимаем правую руку, на вторую - левую руку, на третью - хлопаем в ладоши наверху, на четвёртую фразу - хлопаем в ладоши внизу.

- Давайте вспомним особенности жанра русской народной песни.

- Вывод: Итак, мы с вами вспомнили особенности жанра русской народной песни.

- Давайте исполним русскую народную песню "Солдатушки" хором, добавив к нашему исполнению музыкальные инструменты. (Раздаю музыкальные инструменты.)

- Текст вы видите на слайде. Слайд.

- С этим заданием все справились.

- В начале урока мы с вами говорили о великом полководце и защитнике земли русской - А.Невском. Ему посвятил свою кантату русский композитор С.Прокофьев.

- Что такое кантата мы узнаем, прочитав определение в учебнике на странице 16 самостоятельно.

- Итак, что вы узнали про кантату?

- Давайте запишем определение в тетрадь.

Итог

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Чему учились?

Отвечают (узнали, что такое кант, кантата, выучили русскую народную песню "Солдатушки").

Отвечают (учились работать в группах, находить сходства и различия в жа Рефлексия.

- У вас на парте лежат две нотки зеленого и жёлтого цвета. Если на уроке вам было интересно и всё понравилось, то поднимите зелёную нотку. Если возникли трудности в выполнении задания, то поднимите жёлтую нотку.

- А теперь запишите домашнее задание в дневники: выучить все определения.

- Наш урок подошёл к концу. До свидания!

(Звучит русская народная песня "Солдатушки").

Поднимают нотки.

До свидания!