Один из учеников получил опережающее задание – подготовил доклад о географических условиях, занятиях людей в Вавилонском царстве и кратко сообщил о деятельности и заслугах царя Хаммурапи. Информация о царе была для остальных учеников класса новой, в отличие от первой части сообщения, учащимся же предлагалось на черновике отметить, что нового, чего не было в домашнем параграфе, они узнали? Большинство учащихся удачно справились с заданием и затем для них не составило труда ответить на следующий вопрос: «Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какова тема нашего урока?»
Цель: познакомиться с содержанием законов царя Вавилонского царства Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.
Задачи:
- Получить представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, отработать понятие «закон»;
- Развивать способность выявлять причинно-следственные связи, навыки исследовательской деятельности;
- Дать нравственную оценку законам Хаммурапи, привить уважение к истории древней цивилизации.
Оборудование: учебник А.А.Вигасин «История Древнего мира», - М., Просвещение, 2016, исторические документы (выдержки статей из законов Хаммурапи), рабочие листы, презентация «Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи».
План:
1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.
2. Царь Хаммурапи.
3. Законы Хаммурапи и их значение для жизни государства.
Ход урока
I. Актуализация, проверка домашнего задания
1. На доске написаны слова: Вставьте пропущенные буквы и объясните, как слова связаны с Двуречьем?
.амаш, Ев.рат, С.н, Между.ечье, ш.меры, И.тар, кл.нопись, У.ук
2. Текст с ошибками. На каждой парте лежит текст, в котором необходимо найти ошибку, объяснить и исправить.
Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте.
Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.
3. К доске приглашается ученик с устным ответом по домашнему параграфу, но его ответ будет содержать и имеющееся в параграфе данные, и новый материал, еще не известный детям (в этом – опережающая часть задания).
Задание остальным учащимся: внимательно слушая ответ одноклассника, выделить, что нового, чего не было в домашнем параграфе, вы узнали.
Учитель: Так что же нового, ребята, вы узнали?
Учащиеся: (примерный ответ – о существовании Вавилонского царства и его сильного царя Хаммурапи)
Учитель: Действительно, сегодня нас будет интересовать именно Вавилонское царство и его правитель – царь Хаммурапи.
Кто-то из правителей входит в историю благодаря своим завоеваниям, достижениям в культуре, из-за того, что изменил жизнь целого народа. А царь Хаммурапи вошел в историю благодаря созданию законов.
Учитель и учащиеся вместе формулируют тему урока: Как вы думаете, каково же тема нашего урока сегодня?
Учащиеся выдвигают версии, догадываются, учитель корректирует их предположения, учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Цель учитель называет сам: познакомиться с содержанием законов царя Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.
II. Изучение нового материла
1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.
Учитель: Итак, давайте сейчас запишем в тетрадь те выводы, которые вы сделали, слушая ответ … (ученика с устным ответом и опережающим заданием)
В борьбе городов Двуречья во II тыс. до н.э. за главенство в регионе победил Вавилон, который занимал выгодное географическое положение.
Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) – царь Вавилонского царства.
Учитель: Как мы выяснили, Хаммурапи вошел в историю тем, что издал первый, древнейший свод законов.
Как вы понимаете слово «закон»? Зачем нужны законы?
Учащиеся: делают предположения.
Учитель: Прошу вас запомнить ваши ответы, в конце урока мы их сравним с выводами, которые вы сделаете, подробно изучив законы Хаммурапи.
Посмотрите на это изображение: законы были записаны на каменном столбе, который изображал, как бог Солнца Шамаш вручает власть Хаммурапи, следовательно, законы также даны богом, поэтому предполагалось, что они изначально были справедливы. Но так ли это было на самом деле?
2. Законы Хаммурапи, их значение для жизни государства.
На слайде даны две статьи из законов Хаммурапи. Учащиеся вслух зачитывают их.
Учитель: Какое противоречие здесь налицо? Какой возникает вопрос?
Постановка проблемного вопроса (формулируют учащиеся, отвечая на вопрос учителя): Если законы вручены богом и их цель – справедливость на земле, почему ими предусмотрены несправедливые наказания?
Учитель: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? Предположите, почему возникло такое противоречие?
Выдвижение гипотез: (возможные ответы – законы защищали только богатых, законы слишком жестоки, …)
Лабораторная работа
Учитель: Мы проверим ваши предположения, обратившись к статья закона. Работа будет проходить по группам (3 ряда – 3 группы). Каждая группа будет исследовать свой вопрос:
- 1 группа – Социальное неравенство
- 2 группа – Система правосудия
- 3 группа – Институт долгового рабства
У каждой группы свой рабочий лист и свой «пакет документов», т.е. набор статей из законов Хаммурапи.
Рабочий лист. 1 группа (Социальное неравенство)
Положения |
Законы Хаммурапи |
1. Существовало ли неравенство в обществе? Какие группы вы можете назвать? |
|
2 группа (Система правосудия)
Законы Хаммурапи |
|
Какова была система правосудия, система наказаний? |
|
3 группа (Институт долгового рабства)
Законы Хаммурапи |
|
1. Как должник, не имевший средств расплатиться с долгом, мог его вернуть? |
|
Выдержки из законов Хаммурапи
1 группа. Статьи:
7. Если человек (полноправный житель) купит у человека без свидетелей и договора серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то не было, этот человек – вор, его должно убить.
199. Если человек повредит глаз раба или сломает кость раба, то он должен отвесить половину его покупной цены.
205. Если раб ударит по щеке кого-либо из свободных людей, то должно отрезать ему ухо.
199. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
201. Если человек выбил зуб мушкенуму (свободный, но неполноправный житель), то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
211. Если человек выколол глаз человеку, то должно выколоть ему глаз.
15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, то его должно убить.
2 группа. Статьи:
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.
Если человек клятвенно обвинил человека в убийстве, но не доказал этого, то он должен быть убит.
Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины серебра.
3 группа. Статьи:
117. Если человеку надо заплатить долг, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их покупателя, на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.
96. Если человек взял у торговца зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое имущество, то все, что он имеет, он может отдать ему, торговец же не может отказываться, он должен принять.
48. Если человек имеет долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан возвращать зерно своему зерно, он может проценты за этот год не платить.
Этапы лабораторной работы с историческим документом и рабочим листом:
1. Прочитать статьи закона.
2. Найти в статьях ответ на вопрос, данный в рабочем листе.
3. Сделать вывод по каждому вопросу (т.е. по каждой группе), который весь класс записывает в тетрадь.
После проделанной работы применяется учебная модель «обмен знаниями» и выводы, сделанные учащимися самостоятельно, в группах, корректируются учителем и записываются всем классом в тетрадь в следующем виде:
1. В вавилонском обществе существовало социальное неравенство и рабство. Законы больше защищали интересы свободных и полноправных людей.
2. Принцип правосудия – «око за око, зуб за зуб». В целом – жестокие наказания.
3. Должник был обязан отдать долг, даже продав себя или свою семью на время в рабство. Тем не менее закон защищал и должника.
Учитель: Что теперь вы можете сказать о законах – справедливы они или нет? Или одновременно и да, и нет?
Учащиеся: одновременно и справедливы, и несправедливы.
Учитель: Тогда подумайте, почему такое существовало? Зачем нужны были такие законы?
Учащиеся: такие законы существовали для того, чтобы был порядок, и никто не пытался совершить преступление, зная, что его ждет жестокое наказание.
Учитель: Верно, следовательно, когда есть законы, государство становится…
Учащиеся: … более сильным, организованным.
Учитель: Молодцы, а теперь давайте запишем наш вывод в тетрадь. Итак, Закон – это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в государстве, за нарушение которых наступает ответственность (наказание). Несмотря на то, что законы иногда бывают несправедливы к низшим слоям общества, они укрепляют государство.
III. Рефлексия, итоги урока
Учитель: Итак, ребята, с какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? Для чего нужны законы в государстве?
Учитель подводит итоги урока, дает оценку работе учеников, оглашает отметки, дает домашнее задание и объясняет, как его выполнить.
Домашнее задание: Параграф 14, вопрос 4 стр.70 (устно), рабочая тетрадь стр.44 задание 53.