Добрый день, коллеги. Приветствую вас. Сегодня мы все собрались, чтобы решить проблему, которая возникает при подготовке к урокам музыки большей конечно частью у молодых специалистов и у тех, кто ведет уроки музыки не по специальности. Ну и чего греха таить, мы, специалисты по этому предмету, тоже продолжаем учиться и работать над этой темой.
Возникает проблема. Какая?
- Привычка к традиционному уроку.
- Боязнь нового.
- Непонимание информации.
- Неумение планировать современный урок.
- Да, это – проблемы сегодняшнего дня.
Мне предложили поделиться с вами моим небольшим опытом по проектированию современного урока музыки.
Итак, что же такое современный урок?
Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени. Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.
Каждое время предъявляет свои требования к уроку.
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Во главу угла ставится планирование урока с использованием системно-деятельностного подхода в обучение:
- это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
- это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Изменилась стратегия обучения.
На смену девизу:
- «Прочитай, запомни, перескажи»
пришел девиз:
- «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».
ФГОС (если просто) – это ветер перемен? Если «да», то каких? Что делать? Откуда начать? Как спланировать свой маршрут, чтобы получить нужный результат, заказанный государством?
ФГОС (если серьёзно) – это обновление образования. Естественно, оно предполагает изменения в деятельности учителя.
Что такое обновление?
Обновление – это дополнение, предостерегающее или устраняющее неполадки, повышающие безопасность.
ФГОС – это обновление педагогической деятельности. Прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести необходимый багаж теоретических знаний.
Самоподготовка учителя состоит в следующем:
- в изучении ФГОС
- в овладении новым планированием уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов
- в умении конструировать урок с использованием новых технологий.
Я хочу начать разговор с учебников, так как они играют немаловажную роль в проектировании урока. Для работы на уроках в 5–8 классах я использую учебники ,,Искусство” под редакцией Алеева. Как видите – я немного поработала по программе Критской. Но попробовав программу Алеева, решила остановиться на ней. Ну это дело каждого учителя выбрать ту программу которая ему более понятна и интересна. В начале учебников содержится вступительное слово. После каждой темы дается система вопросов и заданий для повторения и закрепления материала. В конце учебников предоставлены темы для исследовательских проектов. Учебники ярко иллюстрированы фрагментами из музыкальных произведений, нотных записей, произведений живописи выдающихся художников, литературными строками знаменитых поэтов, писателей, портретами и фотографиями выдающихся музыкантов – исполнителей, дирижеров.
Вместе с учебником учащиеся знакомятся с различными видами искусства – литературой, музыкой изобразительным искусством, кино, театром, телевидением. Разнообразие материалов учебников будят творческую инициативу, развиваютфантазию и воображение учащихся. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству.
Как учебник помогает про конструировании урока. В отличии от традиционных учебников прошлых лет (например берем Кабалевского),где темы были четко распланированы с точным указанием -что говорить учителю и даже что должны ответить дети ,в современном учебнике дается только тема и учителю предоставляется полная свобода в конструировании урока .Мы сами решаем ,как начать свой урок, где у вас будет кульминация, где уместный опрос и т.д.
Итак, у вас на партах две таблицы.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
|
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока). |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: |
Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д. |
Форм урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Образовате-льная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Основная оценка – оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
И отличие традиционного урок от урока по ФГОС
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Сегодня рассмотрим и заполним эти две таблицы на нашем мастер-классе. Начнем с первой.(беседуем, заполняем)
Вторая таблица. Как видите, начинается наш урок с обьявления темы. На традиционном уроке … А урок современного типа….
Давайте попробуем представить, что у нас идет урок и я должна подвести учеников к постановке темы.
На столах учебники 5 класса.
Предлагаю послушать Притчу ,,Дар богу” Светланы Копыловой.
– Что вы можете сказать об этом произведении?
– Какие чувства оно у вас вызвало?
– Почему для Бога слезинка грешника – дороже всех даров?
– Что такое раскаяние? (Чувство.)
– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О чувствах.)
– Какие чувства бывают? (Любовь , ненависть, радость…)
– Каждый ли человек может чувствовать?
– Встречали ли людей бесчувственных?
– Нужно ли учиться чувствовать?
– Что нам поможет испытать разные чувства? (Искусство.)
Да, действительно, искусство – это отражение жизни. Все, что чувствует человек, он выражает в произведениях живописи, музыки, литературы.
Обьявление темы урока
Давайте сформулируем тему урока. Учитель подводит ребят к теме урока: “Мир человеческих чувств”.
У вас на партах листок с приемами организационного момента. Какой прием использован сейчас мной?
Сообщение целей и задач. (Целеполагание)
– Для чего нам надо изучить эту тему?
– Что даст нам изучение этой темы?
И т.д. по схеме.
Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
– Ну и в заключение еще одна притча.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.