Урок физики по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле». 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: физика, магнитное поле, магнит, постоянный магнит


«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь»

Раздел магнитные явления изучается в средней и старшей школе. Первоначальные сведения учащиеся получают на уроках географии в 6 классе при изучении работы компаса. На начальном этапе вводятся основные понятия о магнитах, магнитном поле, а также их свойствах. Данные знания являются фундаментом для дальнейшего изучения магнитных явлений в старших классах.

Класс: 8.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • формирование понятия о постоянном магните и его свойствах, а так же магнитном поле Земли;
  • развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса (на основе физического эксперимента);
  • формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

предметные:

  • знать: определения магнит, магнитное поле; полюса магнита, свойства магнита.
  • уметь: определять полюса магнита с помощью магнитной стрелки.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока );
  • парная (проведение опытов);
  • индивидуальная.

Оборудование: ПК, презентация, проектор, документ-камера, опыт Эрстеда, 15 комплектов для учащихся: магнит, магнитная стрелка, скрепки, стакан с водой.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Организационный этап

Проверка готовности класса к работе; включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Личностные: смыслообразование, самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Постановка цели урока

Урок начнём с не очень трудной экспериментальной задачи. На столах перед вами стоят стаканы с водой, на дне которых лежат скрепки. Как вынуть скрепку, не намочив ни рук, ни инструментов?
Подумайте. Сделайте предположение как это можно сделать. Проделайте эксперимент. Опишите  свой опыт. Каким прибором вы воспользовались?

Продолжается формирование познавательных УУД (анализ, сравнение, обобщение), а также регулятивных: целеполагание, планирование.
Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Усвоение новых знаний

Формируем понятия: Постоянные магниты – это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.
Полюс – место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие. 
N – северный полюс магнита
S – южный полюс магнита
Учащиеся опытным путем, работая в группе, устанавливают основные свойства магнита:
Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами. 
Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.
Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных материалов,  установите, все ли из них   притягиваются магнитом.
Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы.)
Задание 2. Изучение магнитных взаимодействий.
Оборудование: магнит, компас. Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются.
Вводим понятие магнитное поле. Затем через опыт Эрстеда, доказываем существование магнитного поля вокруг проводника с током.

Регулятивные: планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение (работа с учебником); структурирование знаний выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; (выдвижение гипотез, формулировка свойств магнита, понятия магнитного поля); анализ, синтез, доказательство, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Закрепление

При закреплении знаний происходит применение изученных знаний на практике,  ребятам предлагается выполнить творческий эксперимент.
Оборудование: компас, железный стержень (заранее намагничивается учителем, тем сам приобретая свойства магнита), 2 скрепки: синяя, красная.
Учащимся необходимо определить полюса у железного стержня, который стал магнитом. На северный полюс прикрепить синюю скрепку, на южный – красную.

Личностные и познавательные: целеполагание, планирование, моделирование, логическое рассуждение, осознание важности получения знаний по данной теме.
Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание. Подготовить сообщение о истории возникновения магнита.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся оценить настрой урока с помощью лепестков ромашки.

Умения делать выводы, производить оценку своих действий, коррекция знаний, умение формулировать вывод, правильно строить высказывания.
Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.