У вас в семье большая радость! Одно из самых радостных событий в жизни - родился ребёнок. Как правильно организовать музыкальную среду его обитания? Как развивать в этом возрасте музыкальные способности?
Звуковое окружение
С самого рождения младенец попадает в мир звуков: Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков - сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Ребёнок вслушивается в мир звуков и старается их понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону голову, фиксирует глазами предмет, издающий звуки, а с семи-восьми месяцев пытается имитировать то, что слышит – гулит, бормочет, иногда и напевает. Ребёнок начинает понимать, что звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих. К этому времени малыш, ещё не улавливает смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито – пугается и плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от громких, диссонирующих, чересчур резких звуков. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Если раздражающих звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо ест и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать для ребёнка звуковое окружение, насыщенное благозвучными, приятными звуками: это колокольчики, погремушки, свистульки и другие музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки можно сделать своими руками. Самодельные детские музыкальные инструменты — отличный способ увлечь в игру, которая не имеет конца и края. Для малышей — отличное введение в мир музыки.
Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.
Колыбельная — это магия.
Вот пример некоторых из большого множества колыбельных.
Колыбельная “Баю-баюшки-баю”
Баю-баюшки-баю,
Не ложись ты на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Колыбельная «Ай люли-люли-люли»
Ах, люли-люли-люли,
Прилетели журавли.
Прилетели журавли,
Сказку Маше принесли.
Журавли их мохноноги,
Не нашли пути дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите нашу Машу,
У нас Маша спит-спит
Колыбельная «Люлю-люлю-люленьки»
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.
Колыбельная «Баю-баю, птенчик мой»
Сладко спи, ребёнок мой,
Глазки поскорей закрой.
Баю-баю, птенчик спать,
Будет мать тебя качать.
Папа сон оберегать.
И самое интересное, что здесь вы можете сами, сочинить любую мелодию, и подарить её своему малышу.
Пение колыбельных детям поможет им вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми. Влиянием пения колыбельных на детей определяются самые сильные эмоции и чувства, такие как ласка, любовь, забота. Они рождаются в душах поющих и слушающих колыбельную. Сумейте же правильно воспользоваться этими чарами!
Пусть мамы и папы поют малышу
С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками мамочки пели у колыбели самые нежные, самые задушевные песни.
Сегодня песня, в том числе у колыбели ребёнка, всё больше уходит из семьи. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это не к чему. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей – самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.
Семьи, в которых родители, заметив, что ребёнок пытается имитировать, повторять интонации их голоса, будут разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизационными, напевными речитативами.
- Вставай, маленький, любимый Сашенька, - напевали они утром на разные мотивы. - Как тебе спалось сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.
И можете быть уверены, результат будет поразительным! К двум годам ваш ребёнок будет любить петь, а к трём распивать многие детские песенки.
Иногда мамы и папы спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха и я пою фальшиво?» У специалистов на этот счёт нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребёнку нежелательно, так как музыкальный слух ребёнка может испортиться. Но я думаю, главное в пение не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальное направленность общения, любовь к пению. А также, повторюсь ещё раз, личный пример.