Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Пение и ритмика» для 5 класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости на 2019-2020 учебный год (II вариант), на основе:
- примерной «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (8 вид, 2 вариант) под редакцией Л.Б.Баряевой, Д.И.Бойкова, Л.В.Лопатина, О.П.Гаврилушкина, В.И.Липакова, Н.Н.Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011 г.;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. (автор программы «Музыка и пение» И.В.Евтушенко);
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью МОУ «Магистральнинская СОШ №2».
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с умственной отсталостью.
Задачи:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки. Развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальный слух.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку.
Задачи воспитательные:
- помочь самовыражению обучающихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Общая характеристика учебного предмета
Музыкальное воспитание учащихся с умеренной умственной отсталостью занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы. Особенностью уроков «Пение и ритмика» является то, что в процессе их организации и проведения решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие. Уроки «Пение и ритмика» направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах деятельности (подпевании, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх). Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося по АООП для детей с умственной отсталостью (вариант 2) МОУ «Магистральнинская СОШ №2» на изучение учебного предмета «Пение и ритмика» в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 урока/учебный год).
Планируемые результаты освоения программы
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Пение и ритмика» обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты:
- умение ориентироваться в пространстве музыкального зала;
- умение попросить о помощи в случае затруднения;
- наличие любознательности и наблюдательности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса;
- умение передавать свои впечатления и быть понятым другим человеком;
- понимание предназначения окружающих в музыкальном зале предметов;
- наличие стремления участвовать в школьных праздниках.
Предметные результаты:
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.
Содержание программы
Программа состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе.
Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности обучающихся происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Содержание программы учебного предмета «Пение и ритмика»
№ п/п |
Название раздела |
Краткое содержание раздела |
1 |
Пение |
Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а так же на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4 классе. |
2 |
Слушание музыки |
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса. |
3 |
Элементы музыкальной грамоты |
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4. |
Тематическое планирование
Разделы, темы |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
|
1 |
Пение |
16 |
Включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. Музыкальные произведения для пения 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
2 |
Элементы музыкальной грамоты |
2 |
Содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учащиеся знакомятся с рассказами о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. |
3 |
Слушание музыки |
14 |
В этом разделе важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Музыкальные произведения для прослушивания |
Повторение |
2 |
Исполнение без сопровождения простых, хорошо знакомых песен; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; |
|
Итого: |
34 |
Форма организации занятий: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок - ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
Календарно-тематическое планирование
урока |
Тема урока |
Количество |
Дата |
|
1 |
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 4 классе |
1 |
||
2 |
Национальный фольклор - анализ произведений музыкального искусства |
2 |
||
3 |
||||
4 |
Характерные особенности русской песни Интонационное своеобразие народной музыки - распевность на нескольких звуках одного слога |
1 |
||
5 |
Календарные обрядовые песни, частушки |
1 |
||
6 |
Связь музыки с жизнью людей |
1 |
||
7 |
Роль музыки в отдыхе людей |
1 |
||
8 |
Роль музыки в труде людей |
1 |
||
9 |
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота |
1 |
||
10 |
Звук, звукоряд. |
1 |
||
11 |
Пауза (длинная, короткая) |
1 |
||
12 |
- «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е.Крылатова, ел. Ю.Энтина.- исполнение |
1 |
||
13 |
- «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского – исполнение |
1 |
||
14 |
Развитие навыка концертного исполнения |
1 |
||
15 |
Совершенствование навыков певческого дыхания |
1 |
||
16 |
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов |
1 |
||
17 |
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов |
1 |
||
18 |
Народный инструмент – домра |
|||
19 |
Народный инструмент - мандолина |
1 |
||
20 |
Народный инструмент - гармонь |
1 |
||
21 |
Народный инструмент – бас-балалайка |
1 |
||
22 |
Народный инструмент – свирель |
1 |
||
23 |
Шумовые народные инструменты |
1 |
||
24 |
Различение в музыкальных пьесах – вступление |
1 |
||
25 |
- «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю.Визбора. — исполнение |
1 |
||
26 |
- «Катюша» — муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского — исполнение |
1 |
||
27 |
Средства музыкальной выразительности – мелодия, сопровождение |
1 |
||
28 |
Изучение понятия – длительности звуков, различение их в музыке; |
1 |
||
29 |
Повторение понятий – длительности звуков, динамические оттенки музыки. |
1 |
||
30 |
Изучение термина – темп |
1 |
||
31 |
Повторение термина – муз. форма, виды муз. форм, различение в муз. произведениях, песнях. |
1 |
||
32 |
Изучение понятия – ритм |
1 |
||
33 |
Изучение понятия – тембр |
1 |
||
34 |
Обобщающий урок «Слово и музыка» |
1 |
Список используемой литературы
- Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006;
- Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2009;
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (8 вид, 2 вариант) под редакцией Л.Б.Баряевой, Д.И.Бойкова, Л.В.Лопатина, О.П.Гаврилушкина, В.И.Липакова, Н.Н.Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011 г.;
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. (автор программы «Музыка и пение» И.В.Евтушенко).