Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Пение и ритмика"

Разделы: Инклюзивное образование

Класс: 5

Ключевые слова: инклюзивное образование


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Пение и ритмика» для 5 класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости на 2019-2020 учебный год (II вариант), на основе:

  • примерной «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (8 вид, 2 вариант) под редакцией Л.Б.Баряевой, Д.И.Бойкова, Л.В.Лопатина, О.П.Гаврилушкина, В.И.Липакова, Н.Н.Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011 г.;
  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. (автор программы «Музыка и пение» И.В.Евтушенко);
  • АООП образования обучающихся с умственной отсталостью МОУ «Магистральнинская СОШ №2».

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с умственной отсталостью.

Задачи:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки. Развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальный слух.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку.

Задачи воспитательные:

  • помочь самовыражению обучающихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Общая характеристика учебного предмета

Музыкальное воспитание учащихся с умеренной умственной отсталостью занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы. Особенностью уроков «Пение и ритмика» является то, что в процессе их организации и проведения решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие. Уроки «Пение и ритмика» направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах деятельности (подпевании, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх). Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.

На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося по АООП для детей с умственной отсталостью (вариант 2) МОУ «Магистральнинская СОШ №2» на изучение учебного предмета «Пение и ритмика» в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 урока/учебный год).

Планируемые результаты освоения программы

Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Пение и ритмика» обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

Личностные результаты:

  • умение ориентироваться в пространстве музыкального зала;
  • умение попросить о помощи в случае затруднения;
  • наличие любознательности и наблюдательности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса;
  • умение передавать свои впечатления и быть понятым другим человеком;
  • понимание предназначения окружающих в музыкальном зале предметов;
  • наличие стремления участвовать в школьных праздниках.

Предметные результаты:

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.

Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.

Содержание программы

Программа состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе.

Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности обучающихся происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Содержание программы учебного предмета «Пение и ритмика»

№ п/п

Название раздела

Краткое содержание раздела

1

Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а так же на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4 классе.

2

Слушание музыки

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса.

3

Элементы музыкальной грамоты 

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4.

Тематическое планирование

Разделы, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Пение

16

Включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

Музыкальные произведения для пения
1 четверть
- «Моя Россия» — муз. Г.Струве, ел. Н.Соловьевой.
- «Из чего наш мир состоит» — муз. Б.Савельева, сл. М.Танича.
- «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И.Дика.
- «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.
- «Учиться надо весело» — муз. С.Соснина, сл. М.Пляцковского.
- «Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П.Синявского.

2 четверть
- «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
- «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
- «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского.
- «Большой хоровод» — муз. Б.Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита.
- «Пестрый колпачок» — муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.
- «Наша елка» — муз. А.Островского, сл. 3.Петровой.

3 четверть
- «Ванька-Встанька» — муз. А.Филиппа, сл. С.Маршака.
- «Из чего же» — муз. Ю.Чичкова, ел. Я.Халецкого.
- «Катюша» — муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского.
- «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского.
- «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г.Фрида, сл. Е.Аксельрод.
- «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю.Визбора.
- «Облака» — муз. В.Шаинского, сл. С.Козлова.
- «Три поросенка» — муз. М.Протасова, сл. Н.Соловьевой.

4 четверть
- «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.
- «Вместе весело шагать» — муз. В.Шаинского, сл. М. Матусовского.
- «Калинка» — русская народная песня.
- «Дважды два четыре» — муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского.
«Летние частушки» — муз. Е.Тиличеевой, сл. 3.Петровой.
«Картошка» — русская народная песня, обр. М.Иорданского.

2

Элементы музыкальной грамоты

2

Содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учащиеся знакомятся с рассказами о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

3

Слушание музыки

14

В этом разделе важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Музыкальные произведения для прослушивания
Л.Бетховен. «Сурок».
Л.Бетховен. «К Элизе».
Р.Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э.Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ
«Пер Гюнт».
И.Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р.Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. н
Е.Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И.Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С.Никитин, В.Берковский, П.Мориа. «Под музыку Вивальди».
А.Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я.Френкеля.

 

Повторение

2

Исполнение без сопровождения простых, хорошо знакомых песен; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

 

Итого:

34

 

Форма организации занятий: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок - ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.

Календарно-тематическое планирование

Номер
урока

Тема урока
(раздел, темы)

Количество
часов

Дата
план/факт

1

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 4 классе

1

   

2

Национальный фольклор - анализ произведений музыкального искусства
М.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» - слушание
«Моя Россия» — муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой - разучивание

2

   

3

   

4

Характерные особенности русской песни Интонационное своеобразие народной музыки - распевность на нескольких звуках одного слога
«Моя Россия» — муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой – исполнение
«Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. – разучивание

1

   

5

Календарные обрядовые песни, частушки
- «Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского — разучивание
«Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. – исполнение без сопровождения

1

   

6

Связь музыки с жизнью людей
- «Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского - исполнение
- «Из чего наш мир состоит» — муз. Б.Савельева, сл. М.Танича. разучивание

1

   

7

Роль музыки в отдыхе людей
- «Из чего наш мир состоит» — муз. Б.Савельева, сл. М.Танича - исполнение
- «Мальчишки и девчонки» — муз. А.Островского, сл. И.Дика - разучивание

1

   

8

Роль музыки в труде людей
- «Учиться надо весело» — муз. С.Соснина, сл. М.Пляцковского.
Э.Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г.Ибсе Л слушание

1

   

9

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота
Л. Бетховен. «Сурок» - слушание
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика – исполнение

1

   

10

Звук, звукоряд.
Л. Бетховен «К Элизе» - слушание
- «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. разучивание

1

   

11

Пауза (длинная, короткая)
- «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. исполнение
- «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина.- разучивание

1

   

12

- «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е.Крылатова, ел. Ю.Энтина.- исполнение
- «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, разучивание

1

   

13

- «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского – исполнение
- «Большой хоровод» муз. Б.Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А.Хаита. — разучивание

1

   

14

Развитие навыка концертного исполнения
- «Большой хоровод» — муз. Б.Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А.Хаита — исполнение
- «Наша елка» — муз. А.Островского, ел. 3.Петровой— разучивание

1

   

15

Совершенствование навыков певческого дыхания
- «Наша елка» — муз. А.Островского, сл. 3.Петровой— исполнение
- «Пестрый колпачок» — муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой—разучивание

1

   

16

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов
- «Пестрый колпачок» — муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой исполнение
- «Ванька-Встанька» — муз. А.Филиппа, сл. С.Маршака. — разучивание

1

   

17

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов
- «Ванька-Встанька» — муз. А.Филиппа, сл. С.Маршака — исполнение
- И. Штраус. «Полька», соч. № 214. — слушание

1

   

18

Народный инструмент – домра
- «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского — разучивание

   

19

Народный инструмент - мандолина
- «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского. — исполнение
- «Из чего же» — муз. Ю.Чичкова, сл. Я.Халецкого — разучивание

1

   

20

Народный инструмент - гармонь
- «Из чего же» — муз. Ю.Чичкова, сл. Я.Халецкого —исполнение
- «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г.Фрида, сл. Е.Аксельрод. — разучивание

1

   

21

Народный инструмент – бас-балалайка
- «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г.Фрида, ел. Е.Аксельрод — исполнение
И.Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта» — слушание

1

   

22

Народный инструмент – свирель
- «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С.Козлова — разучивание
Р.Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин» — слушание

1

   

23

Шумовые народные инструменты
- «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С.Козлова — исполнение
- «Три поросенка» — муз. М.Протасова, сл. Н.Соловьевой - разучивание

1

   

24

Различение в музыкальных пьесах – вступление
- «Три поросенка» — муз. М.Протасова, сл. Н.Соловьевой — исполнение
- «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю.Визбора — разучивание

1

   

25

- «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю.Визбора. — исполнение
- «Катюша» — муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского — разучивание

1

   

26

- «Катюша» — муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского — исполнение
- «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина.
—слушание

1

   

27

Средства музыкальной выразительности – мелодия, сопровождение
А.Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля» — слушание
- «Вместе весело шагать» — муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского. Разучивание 1

1

   

28

Изучение понятия – длительности звуков, различение их в музыке;
- «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М.Матусовского — исполнение
- «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина —разучивание

1

   

29

Повторение понятий – длительности звуков, динамические оттенки музыки.
- «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» муз. А.Рыбникова, ел. Ю.Энтина. — исполнение

1

   

30

Изучение термина – темп
«Летние частушки» — муз. Е.Тиличеевой, сл. 3.Петровой. —разучивание Р.Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.

1

   

31

Повторение термина – муз. форма, виды муз. форм, различение в муз. произведениях, песнях.
«Летние частушки» — муз. Е.Тиличеевой, сл. 3.Петровой.— исполнение
- «Дважды два четыре» — муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского — разучивание

1

   

32

Изучение понятия – ритм
Е.Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта» — слушание
- «Калинка» — русская народная песня — разучивание

1

   

33

Изучение понятия – тембр
- «Калинка» — русская народная песня — исполнение

1

   

34

Обобщающий урок «Слово и музыка»
- «Дважды два четыре» — муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского — исполнение
С.Никитин, В.Берковский, П.Мориа. «Под музыку Вивальди» — слушание

1

   

Список используемой литературы

  1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006;
  2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2009;
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (8 вид, 2 вариант) под редакцией Л.Б.Баряевой, Д.И.Бойкова, Л.В.Лопатина, О.П.Гаврилушкина, В.И.Липакова, Н.Н.Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011 г.;
  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. (автор программы «Музыка и пение» И.В.Евтушенко).