Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, модели обучения


В современных условиях цифровизации образования обществу необходимы специалисты, обладающие мобильностью и автономностью, способные быстро найти, обработать и проанализировать информацию, быстро найти выход из проблемной ситуации, постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции. В этой связи актуальной становится модификация традиционных форм обучения, а именно: создание цифровой образовательной среды, использование системно-деятельностного и индивидуального подхода в образовании, предоставление возможности выбора индивидуальной образовательной траектории.

В современных условиях создания цифровых образовательных сред, где обучающийся становится не объектом, а субъектом обучения, то есть сам влияет на свое развитие, успех применения новых образовательных технологий зависит от осознания образовательной парадигмы: цель образования – не усвоение суммы знаний, а развитие свободной личности. Смешанное обучение (blended learning), являясь современной универсальной образовательной технологией, сочетает в себе традиционные и цифровые формы обучения и отвечает индивидуальным требованиям студентов. Принцип интерактивности, который лежит в основе смешанного обучения, дает возможность преподавателю эффективнее организовать процесс обучения, а студенту обеспечивает вовлеченность в активную коммуникацию и обеспечивает высокий уровень заинтересованности в изучении учебной дисциплины.

В Красноярском педагогическом колледже №1 им. М.Горького технология смешанного обучения применяется в контексте преподавания разных учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, в том числе и на занятиях по иностранному языку. Коммуникативный подход, как основная технология преподавания иностранного языка в колледже, предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все используемые методы и приемы должны преломляться через личность студента, его способности, потребности и мотивацию. При таком условии студент становится субъектом своей учебной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предполагает умение общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы, переводить иностранные тексты профессиональной направленности и самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь. Однако, недостаточное количество аудиторных часов, отведенных на дисциплину, не позволяет в должной мере сформировать и автоматизировать речевые умения учащихся. Для решения этой проблемы мы используем смешанное обучение.

Технология смешанного обучения обладает преимуществами для эффективного преподавания иностранного языка, т.к. она объединяет («смешивает») формальные средства обучения (аудиторная работа, парная и групповая работа, выполнение письменных заданий) с неформальными (электронная почта, он-лайн курсы, мобильные приложения, интернет-конференции). Кроме того, смешанное обучение позволяет наиболее эффективно организовать рабочее время преподавателя и студента и делает изучение иностранного языка увлекательным и доступным, тем самым повышая мотивацию к его изучению.

Модели смешанного обучения

На сегодняшний день не существует единой классификации моделей смешанного обучения. Однако, все они сходятся на том, что смешанное обучение может быть реализовано на двух уровнях – на уровне учебной аудитории, внутри образовательного учреждения, и на уровне личности обучающегося, включая в себя обязательное и дополнительное образование.

Существует 6 моделей смешанного обучения с разными целями, потребностями и объемами затрат.

Face-to-Face Driver (модель, направленная на подкрепление тардиционного очного обучения). Преподаватель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости включая онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя аудиторную работу на компьютерах.

Rotation Model (ротационная модель). Происходит чередование традиционного очного аудиторного обучения и самостоятельного онлайн обучения в индивидуальном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; на специальном сайте).

Flex Model (гибкая модель). По большей части используется онлайн- платформа, преподаватель оказывает помощь студентам по мере необходимости, время от времени работает с небольшими группами или с одним студентом индивидуально.

Online Lab (онлайн-лаборатория). Онлайн-платформа используется для проведения всего курса обучения на аудиторных занятиях. Такое обучение проходит под руководством и контролем преподавателя. Данная программа может сочетаться с традиционной в рамках обычного расписания.

Self-Blend Model (модель "Смешай сам"). Студент самостоятельно решает, какие из традиционных курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн-занятиями.

Online Driver Model (преимущественно дистанционное онлайн-обучение). В основном эта модель предполагает обучение в режиме онлайн – через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо тьютором.

Выбирая оптимальную модель преподавания курса Иностранный язык студентам педагогического колледжа, мы основывались на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуализации (ориентация на индивидуальные способности и возможности конкретного обучающегося);
  2. Принцип стимулирования и мотивации (формирование учебной мотивации, осознанное стремление достичь конкретных целей);
  3. Принцип автономности  обучения (предполагает не только самостоятельную работу студента, но и самостоятельную организацию процесса своего обучения в рамках курса);
  4. Принцип осознанности обучения (осознание обучающимся всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения);
  5. Принцип интерактивности (обратная связь и активная форма взаимодействия студента и преподавателя).

На наш взгляд, ротационная модель соответствует заявленным принципам, в ней происходит поочередное освоение модулей учебной дисциплины, а также сочетаются аудиторное, электронное и автономное обучение и взаимодействие. Наглядно организацию обучение с использованием  ротационной модели мы представили на Рис. 1.

Рис. 1

Получив задание, студенты делятся на группы по видам учебной деятельности: фронтальная работа с преподавателей, индивидуальная работа, онлайн обучение или проектная работа. Каждая группа работает в определенной части учебной аудитории. В течение учебного занятия студенты могут переходить от станции к станции, состав группы может меняться в зависимости от педагогической задачи.

В данной статье мы предлагаем конспект учебного занятия по английскому языку с применением модели «Ротация станций».

Раздел 5 “Profession”.

Тема: “Planning your future career”

Технология: коммуникативный подход, смешанное обучение (модель «Ротация станций»)

Цели учебного занятия:

  • формирование коммуникативной компетенции по теме “Future Career”;
  • развитие умения социального общения в совместной деятельности;
  • формирование умения обосновывать свою точку зрения на иностранном языке.

Задачи учебного занятия:

  • учебная: формировать умения аудирования, чтения, устной речи (диалогическая, монологическая формы) по материалам темы “Key factors for career choice” с использованием лексического, грамматического материала (-ing and -ed adjectives);
  •  познавательная: познакомить студентов с основными факторами, влияющими на выбор профессионального пути;
  •  развивающая: развивать интерес к учебно-познавательной деятельности на иностранном языке, развивать логику и целостность высказывания;
  • воспитательная: формирование ценностных установок касательно будущей профессии.

Дидактический материал:

1. Раздаточный материал:

  • карточки с заданиями для  контроля аудирования;
  • карточки для контроля чтения;
  • карточки-схемы Guided dialogue

2. ЭОР:

Подкасты

  1. https://www.businessenglishpod.com/2017/08/27/925-english-lesson-14-how-to-talk-about-your-career-in-english/
  2. https://www.businessenglishpod.com/2010/05/02/bep-159-int-talking-about-your-job/
  3. http://esl-lab.com/careersearch/careersearchrd1.htm
  4. Интернет платформа для изучения иностранного языка Duolingo https://www.duolingo.com/
  5. Видео “Choosing a career”  https://www.youtube.com/watch?v=ajRj0hMqX6k

Формы работы: работа по «станциям»: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая сменный состав пар и групп.

Методы: репродуктивный, продуктивный, проектный.

Приемы: видео наглядность, работа с карточками, тестами, текстами, презентация по теме “Career Choice”, дифференциация грамматического материала на два уровня (средний и повышенный).

Структура учебного занятия:

I. Организационный момент (общая установка)
II. Работа с грамматическим материалом (Группа 1)
III. Фонетическая разминка (Группа 2)
IV. Речевая разминка (Группа 3)
V. Чтение с детальным пониманием прочитанного. (Группа 4)
VI. Аудирование с целью извлечения нужной информации (Все группы)
VII. Практика устной речи учащихся по теме “Key factors for career choice”(Все группы)
VIII. Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания. Заключение.

Смешанное обучение характеризуется высокой степенью индивидуализации обучения за счет вариативности заданий в электронном курсе и возможностью их прохождения в индивидуальном темпе. Таким образом, смешанное обучение предлагает оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала обучающихся.

Таким образом, мы видим, что внедрение в учебный процесс модели смешанного обучения повышает эффективность результатов образовательной деятельности  студентов по дисциплине Иностранный язык.

Список литературы

  1. Голубева О.Б., Никифорова О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы. Журнал Современные проблемы науки и образования. №6.
  2. Кондакова М.Л.Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии [Электронный ресурс].-Режим доступа:htt://vestnikedu.ru
  3. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.
  4. Нечитайлова Е.В. Переверните класс или что такое смешанное обучение// Учительская газета №46(10543).-2014.-18 ноября.
  5.  Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // СПС Гарант.
  6. «Шаг школы в смешанное обучение» / Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. – Москва, 2016.
  7. http://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-smeshannoe-obuchenie/