В любом человеке могут расцвести сотни
неожиданных талантов и способностей, если ему
просто предоставить для этого возможности.
Д.Лессинг
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяется внеурочной деятельности, то есть образовательной деятельности, отличной от классно-урочной, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Важную роль в процессе становления внеурочной деятельности с полноценным пространством воспитания и образования играют тьюторы – педагоги, обеспечивающие сопровождение детей в образовательном пространстве.
Появление в современной школе учителей с тьюторской позицией позволяет создать в школе условия для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся, задает ситуацию, в которой ребенок обнаруживает и проявляет свой интерес, делает выбор (темы, вида и /или форм деятельности, педагога, группы детей, с которыми хотел бы работать и т.д.), действует, получает свой результат, публично представляет эти результаты, оценивает их, что способствует максимальному развитию личности обучаемого, его становлению как субъекта собственной жизни.
Познакомиться с научной основой и практиками работы в области тьюторства мне посчастливилось в июле 2015 года на Летнем университете-2015, проходившем в нашем городе. Организатором Летнего университета была Межрегиональная тьюторская ассоциация, работающая в нашей стране с 2007 года.
Тьютор – это педагог, оказывающий прямое содействие, построение и дальнейшее сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащегося. Президент Тьюторской ассоциации Т.М. Ковалева говорит: «Тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу».
Какую же помощь может оказать тьютор в рамках внеурочной деятельности? Основной функцией тьютора является взаимодействие с тьюторантом по формированию и реализации его индивидуальной образовательной программы. Инструментом деятельности тьютора является карта развития конкретного ребенка.
В ходе образовательного движения на этапах навигации тьютор помогает тьюторанту не заблудиться, искать ориентиры во внешней среде, понимать свои желания и способности для дальнейшего продуктивного движения. Благодаря этому, возрастает интерес ребёнка к миру, к его устройству, к себе, к другим людям и ко многому тому, что позитивно влияет на развитие ребенка.
Так, нами, учителями первых классов школы, была организована внеурочная деятельность первоклассников «Умелые ручки». Для ребят, еще не определившихся с выбором конкретного вида деятельности, которую им хотелось бы освоить, была создана специальная среда, которую тьюторы называют «избыточной», потому что в такой среде есть много того, что ребенок может выбирать. Нами, педагогами, были предложены детям различные варианты работы, было предложено детям попробовать во всем поучаствовать. Были организованы 4 станции, на которых дети могли познакомиться с техниками оригами, аппликации», рисования и конструирования из геометрических форм.
Проводилась работа с педагогами и детьми. Дети, испытывающие затруднение в выборе станции, посещали их в качестве зрителей. Это помогало им определиться в дальнейшем выборе. Обучающиеся, у которых в этот день не было по какой-то причине желания заниматься на станциях, оставались с педагогом - тьютором. Это время использовалось для индивидуальных бесед, консультаций, дети учились свободной самостоятельной деятельности, определяли, чем они смогут заняться в свободное время. Используя технологии тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников, решалась основная задача деятельностного подхода – развитие субъективности ученика, осознающего, что и зачем он делает.
Имея возможность продвигаться в течение нескольких недель по станциям, обсуждая с педагогами каждый свой следующий шаг в реализации образовательной программы, дети начали понимать, что им нравится больше, чем они хотели бы заниматься, что у них получается лучше.
В рамках внеурочной деятельности мы попытались создать образовательную развивающую среду, в которой проводилась индивидуальная работа в различных областях детского познавательного интереса, для того, чтобы первоклассники смогли проявить каждый свою индивидуальность и реализовать свои образовательные запросы и действия.
Это была наша первая тьюторская педагогическая проба. Она оказалось очень полезной как для детей, так и для педагогов. Мы считаем, что в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов во внеурочной деятельности в начальной школе актуальным является широкое использование технологий тьюторского сопровождения, так как технологии тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников помогают решать задачи деятельностного подхода – развитие субъективности ученика, осознающего, что и зачем он делает. А работа тьютора позволяет школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы, помогает каждому ребёнку от стихийных познавательных интересов перейти к познавательным интересам в устойчивой форме.