Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – залог успешной интеграции в социум

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинскмй

Для развития творческих способностей детей, нужно найти «ключик» к каждому ребенку, чем раньше, тем лучше. Это позволит дошкольнику поверить в свои жизненные силы и возможности, безболезненно интегрироваться в школьную среду.

Творческие занятия детей не могут быть не обязательными, не принудительными, могут возникать только из детских интересов. Главное увидеть и понять каждого ребенка, открыть его индивидуальность и неповторимость.

Развитие творчества у детей, основанное на их интересах и способностях, являются основными направлениями коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения. Психолого-педагогическое сопровождение – это объединенная деятельность всех специалистов дошкольного учреждения по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы, учителя-дефектологи, поставили цель: развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья творческие способности – умение не только воссоздавать наблюдаемое, но преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание и форму, то есть умение не всегда копировать, но и реконструировать.

Нами определены задачи:

Выявить интерес детей к различным видам деятельности через:

  • наблюдения
  • диагностику
  • беседы с педагогами и родителями

Создать условия для развития выявленного интереса с учетом:

  • кадрового состава (музыкальный руководитель, хореограф, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования)
  • материально-технической базы (музыкальный зал, студия «Лесовичка», оборудование)

Реализовать творческий потенциал каждого ребенка через:

  • певческие и музыкальные способности – музыкальный руководитель
  • танцевальные способности – хореограф
  • театрализованную деятельность, художественно-эстетическую деятельность – педагог дополнительного образования
  • декламирование  произведений, театрализованную деятельность – учитель-логопед
  • художественно-эстетические и ручные умения - учитель-дефектолог

Наше дошкольное образовательное учреждение предназначено для детей  с нарушением зрения разной категории: инвалиды по зрению с детства, слабовидящие, косоглазием и амблиопией, прочими глазными заболеваниями. У детей с нарушением зрения также имеют место сопутствующие дефекты: задержка психического развития, речевые отклонения, нарушение координации движений и др.

В детском саду созданы специальные условия для полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями, которые позволяют обучать ребенка теми способами и методами, согласно его психофизического развития; внедрены новые формы обучения с привлечением семьи и социума для развития творческих способностей детей.

В дошкольном учреждении создана крепкая материально-техническая база в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями пребывания детей. Каждая группа имеет игровую, спальную, раздевальную комнаты; имеются музыкальные и спортивные залы, два тифлокабинета, офтальмологический, медицинский, педагогический кабинеты, а также кабинет психолога, логопеда. Функционирует комната с мультисенсорным оборудованием.

Все специалисты детского учреждения имеют высшее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию; из четырех три педагога имеют правительственные награды. Из шести воспитателей тифлогрупп пять имеют высшую квалификационную категорию, четыре – правительственные награды.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем дошкольном учреждении – это объединенная работа всех педагогов и специалистов, которая осуществляется под девизом «Не навреди». К каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья подходим не с позиции чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.

Мы, учителя-дефектологи, даем рекомендации всем педагогам и родителям по соблюдению охранительного режима ребенка: чтобы учитывали состояние здоровья воспитанника, его диагноз, зрительную и тактильную нагрузку, правильно использовали дидактический материал, применяли физминутки для расслабления и отдыха глаз, осуществляя подход: «Играя, учимся! Учимся, играя!»

С родителями проводятся обучающие семинары по созданию общей  атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость Успеха».

Мы выявили интересы детей по развитию творческих способностей, организовали кружок «Умные глазки, умелые ручки».

Кружок «Умные глазки, умелые ручки»

Ц е л ь:

  • Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Формирование у детей с нарушением зрения автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в предметно-практической деятельности.

Предметно-практическая деятельность

Художественная мастерская:

З а д а ч и:

  • Развитие художественного вкуса и зрительного восприятия.
  • Развитие ориентировки на микро - и макроплоскости.
  • Упражнение в распределении мышечной нагрузки руки (чередование силового напряжения и расслабления).

Дизайнерская мастерская:

 З а д а  ч и:

  • Развитие художественного вкуса и зрительного восприятия.
  • Развитие цветовосприятия (холодные и теплые тона,  высветление и смешивание цветов).
  • Аппликационная лепка:

З а д а ч и:

  • Развитие художественного вкуса и зрительного восприятия.
  • Развитие мелкой моторики рук и пальцев.
  • Умение заполнить рельефный рисунок пластелином.

В результате разнообразных видов деятельности, вариативности методов и приемов по развитию творческих способностей детей, используемых в кружковой работе, отмечаем, что у детей сформированы:

  • автоматизированные навыки синхронности действий руки и глаза;
  • повысился уровень развития зрительного и осязательного восприятия, мелкой моторики;
  • обогатился и активизировался словарь детей;
  • улучшилась зрительная память, целенаправленное внимание;
  • знания о зрительных сенсорных эталонах (различают теплые и холодные тона; смешивают краски, получая новый цвет; делают высветление; знают цвета и оттенки; сформированы представления о цветовой насыщенности и контрастности);
  • развита ориентировка на микро- и макроплоскости.

Наши дети с дефектами зрения достигли высокого уровня творческого развития, что позволяет им на равных интегрироваться в общество сверстников.

Таким образом, проведенная педагогами работа, позволяет отметить высокий уровень развития творческих способностей и художественного вкуса у детей с ограниченными возможностями здоровья: у воспитанников развиты певческие, танцевальные способности, умение выразительно читать стихи, эмоционально передавать образы героев в спектаклях. Это подтверждают дипломы, грамоты, сертификаты городского, областного уровня.