Классный час «Много профессий хороших и разных» был проведен в рамках месячника по профоринтационной работе. Данная тема очень актуальна на сегодняшний день.
Планируя данный классный час, я ставила перед собой следующие цели и задачи: познакомить обучающихся с разнообразным миром профессий; сформировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору и росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию; помочь выявить способности к определенному виду деятельности; повысить интерес обучающихся к профессиям и расширить их кругозор; воспитать уважение к людям разных профессий; привить любовь к труду.
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая, информационно просветительская беседа с игровыми элементами.
Методы: словесный (беседа, игра, тест), наглядный (презентация), практический, проблемно-поисковый, рефлексия.
Во вступительной части классного часа необходима беседа с обучающимися о том, что профессия – это труд. Поэтому некоторые обучающиеся готовят доклад о профессии своих родителей. А также приглашен гость, ветеран труда, чтобы рассказать о труде и занятости продавца.
В основной части классного часа дается понятие «профессия». Рассматриваются игровые, творческие, проблемно-поисковые моменты. А также выполняется тест «Профессиональная пригодность».
Вся методика способствует развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявлению их личных качеств. В ходе классного часа соблюдается методический принцип – коммуникативность, присутствует обратная связь с учеником как главная цель педагогического воздействия.
Слайд 1. «Много профессий хороших и разных».
Слайд 2.
Цель: знакомство воспитанников с разнообразным миром профессий; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору и росту; побуждение детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Слайд 3.
Задачи:
- Активизировать интерес обучающихся к самостоятельному выбору будущей профессии.
- Помочь овладеть инструментами осознанного и ответственного выбора профессиональной деятельности в жизни.
- Формировать нравственные качества (ответственность, уважение к людям, самоуважение и т.д.)
- Развивать логическое мышление и умение, аргументировано вести беседу.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями, карандаши, ручки, бумага, иллюстрации по данной теме.
Участники: 8 класс.
Приглашенные: родители, гости.
Методы: словесный, наглядный.
Формы: информационно просветительская беседа с игровыми элементами.
Приёмы: конкурсы, чтение, обсуждение, анализ, вывод.
Ход классного часа
1. Вступление
Классный руководитель: - Сегодня мы отправляемся в мир профессий: многообразный и интересный. Вы совсем скоро будете выбирать профессию на всю жизнь, поэтому уже сейчас нужно задуматься о будущем, выбрать работу по душе.
Слайд 4. Слова философа Сенеки.
“Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
«Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?». Ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.
Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.
В мире существует около 50 тысяч профессий. Сегодня мы с вами поговорим о некоторых из них.
2. Основная часть
Классный руководитель: - Ребята скажите дворник, грузчик, уборщица – это профессии?
(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми).
- Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
- В каких учебных заведениях можно получить профессиональное, образование?
Все профессиональные учебные заведения делятся на несколько ступеней.
1) Начальная – ПТУ, СПТУ (НПО).
2) Средняя – техникум, колледж, училище (СПО).
3) Высшая – ВУЗы. Университеты, академии, институты.
- Ребята, а что такое должность?
- Должность – это служебное положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Например: в школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должность, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителем.
- Посмотрите на экран и скажите, о какой профессии пойдет речь?
(Звучит песня из кинофильма «Северная рапсодия». 1974 года. Музыка – В.Левашова, слова – И.Шаферан)
- Молодцы, правильно – это профессия продавца.
Слайд 5. Продавец – это человек, который помогает покупателю выбрать товар, взвесить, упаковать, посчитать стоимость. Также он получает товары со склада, готовит их к продаже, оформляет витрины. Он должен уметь пользоваться рабочим оборудованием – весами, холодильником, режущими машинами и т.д.
Карьера продавца. Возможная градация: младший продавец, продавец, старший продавец. С позиции старшего продавца можно продвинуться до администратора и директора магазина.
Мы не зря говорим о профессии продавца. В нашем классе есть родители, которые многие годы посвятили данной профессии.
Слайд 6-7. (Выступление обучающихся 8 класса - Артемьевой Ксении и Степановой Ксении, рассказ о маме и её профессии), [смотреть приложение № 1].
3. Выступление гостя
Слайд 8. Выступление ветерана труда - Шаймардановой Альфии Шугаиповны, награждённой медалями и грамотами, за добросовестный труд в потребительской кооперации России [смотреть приложение № 2].
Продавец - нужная и сложная профессия. Это только, кажется, что работать продавцом легко. На самом деле это не так просто! Продавец не просто предлагает купить товары. Он должен знать про тот товар, который продается у него в магазине как можно больше, уметь про него рассказать, дать совет, помочь покупателю выбрать то, что ему нужно. Продавец должен быть вежливым и терпеливым, уметь красиво и правильно расставить товары на полках, следить за порядком в магазине или в отделе. Это важно для того, чтобы покупателям было легко и приятно искать нужный товар.
Современное общество требует все более качественного обслуживания и сервиса. Продавец должен быть эрудированным, всесторонне развитым человеком.
Конкурсно-игровая программа «Много профессий хороших и разных»
Ведущий 1: - Ребята мы разделимся на две команды. Представители первой команды встаньте, пожалуйста (называют), представители второй команды…
Команды соревнуются между собой.
Оценивать вас будет жюри (представление жюри, пришедшие родители или гости).
Слайд 9. Напоминаем правила конкурсной программы:
1. Уважать друг друга.
2. Не оскорблять.
3. Не переходить на личность.
4. Не перебивать.
И это правило действует здесь и сейчас, и всегда!
Ведущий 2. - Итак, первое задание для команд, за каждый правильный ответ команда получает жетон.
Конкурс 1. «Доскажите пословицу»
Конкурс называется «Доскажите пословицу», посмотрите на слайд, нужно составить из них пословицы. Каждой команде по три пословицы.
Слайд 10.
1. Землю ценят по плодам,
А человека … (по делам)
2. Землю солнце красит,
А человека … (труд)
3. Где труд…(там и счастья)
4. Без труда жить … (только небо коптить)
5. Недаром говорится, что … (дело мастера боится)
6. Пока ленивый разомнётся,
Усердный … (с работы вернётся)
Ведущий 1.
Слайд 11. Физкультминута (видеоролик).
Ведущий 2.
Конкурс 2. «Чёрный ящик»
- Ребята, внимание у меня в руках «Черный ящик». В этом ящике находится орудия труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? (ответ: ложка)
- Музыканты-ложечники.
- Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой.
- Сталевары берут, пробу стали специальной ложкой.
Ведущий 1.
Конкурс 3. Игра «Отгадай профессию»
Команды выполняют задания по очереди.
Игроку показывают карточку с названием профессии, которую он должен изобразить при помощи жестов, движений. Задача команды – отгадать профессию.
Следующий игрок получает название другой профессии. Участники его команды должны задавать ему вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет».
Слайд 12-17. Повар, пожарный, учитель, швея, фотограф, шофёр.
Ведущий 2.
Конкурс 4. «Профи-викторина»
Команда по очереди отвечает на заданный вопрос:
1. Перед кем все люди снимают шляпы? (Перед парикмахером)
2. Мастер с мастерком. (Каменщик, штукатур)
3. Кто применяет в своей работе прибор тонометр – медики или музыканты? (Медики. Тонометр – прибор для измерения кровяного давления)
4. В Германии эти сезонные рабочие должны иметь рост не менее 180 см., бас и бороду. Спецодежда им выдаётся бесплатно. Какого она цвета? (Красного. Это Санта-Клаусы)
5. Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер)
6. Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? (Актёр, музыкант)
7. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (Мельник)
8. Кем по профессии был Стекляшкин в сказке Н.Носова «Незнайка на луне»? (Астрономом)
Классный руководитель: Тест: «Профессиональная пригодность».
- Проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы...
А) выспаться;
Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
В) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочел бы:
А) удочку, набор для вышивания;
Б) коньки и лыжи;
В) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
А) в одиночку;
Б) с семьей или друзьями;
В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
А) почувствовал бы полную свободу;
Б) занялся бы поиском выхода, или каким-нибудь делом;
В) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх;
5. В свободное время ты любишь:
А) читать, посещать библиотеку. Шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
Б) рисовать. Читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону,
В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
- Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог - вам не подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас. Поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты. Встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
- Если вы набрали от 8 до 12 баллов, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.
- Если вы набрали от 12 до до15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал, энергия и сила, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег.
Классный руководитель: - Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о профессии юриста, а тест напророчил карьеру артиста. Не отчаивайтесь. Если не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы больше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно, слушать и быть сдержаннее, И вообще, людям любой профессии необходимо всегда работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью.
Ведущий 1. «Мир ушедших и мир новых профессий»
Необходимо назвать профессии:
А) почти или совершенно исчезли - кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, печник, купец и т.д.;
Б) появились только в XX веке - программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь-референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист-машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;
В) появятся в будущем - профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
Классный руководитель: - Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!
Ведущий 2.
Слайд 18. "НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"
- На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья. А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки. В общем, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна. Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время пошло!
Ведущий 1: - Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? Одеться?
Ведущий 2: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей!
Классный руководитель: - Три слагаемых при правильном выборе профессии. "Хочу, могу, надо".
Слайд 19.
ХОЧУ – будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
МОГУ - человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических.
НАДО - эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Классный руководитель: - Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя».
- Как вы его понимаете?
(Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание)
- Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда-то нужно будет делать. Ищите себя! Найдите себя!
Слайд 20. Рефлексия.
- О чем мы с вами говорили на занятии?
- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?
- Что было важным? Интересным?
Итог мероприятия
Ведущий 1.
- Наша конкурсно-игровая программа подошла к концу. Перед вами большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас к жизненному пути.
- Ребята, какая основная цель стоит перед вами?
- Зачем вам нужна профессия?
- Выбирайте любую, но не забывайте, что от вас зависит, будет ваш труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным.
- Когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать из него радость, удовлетворение, проявлять инициативу.
- И теперь нам осталось только подсчитать балы. Пока жюри подводит итоги, мы с вами посмотрим на экран.
Релаксация
- Спасибо вам, ребята, работали вы все хорошо. Но цель нашего мероприятия была не в соперничестве, а расширить ваши знания о мире профессии. Поэтому победила дружба и каждая команда получает приз.
Список использованной литературы
1.Азаров Ю. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 1993.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М., Педагогика 1980.
3. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 – х классов. Ростов на Дону: Феникс, 2002.
4. В помощь классному руководителю; Красико-Принт - Москва, 2003.-176 c.
5. Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений. Наглядное пособие для начальной школы; Айрис-Пресс, 2010. - 341c.
6. Дик Н. Ф., Сгибнева Е.П. Как воспитывать ребят без напряг и передряг. Оригинальные методы воспитательной работы в 8-11 классах; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
7. Дик Н.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая - обучаемся, познавая - развиваемся; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
8. Дьячкова Н. М. Формирование эмоционального климата классного коллектива; ЛКИ - Москва, 2008. - 160 c.3. Как проводить родительское собрание в школе; АСТ, Сталкер - Москва, 2008. - 208 c.
9. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 11 классы. М.: Вербум – М. 2002.
10. Родительский лекторий. 5-11 классы. Материалы для подготовки родительских собраний. Выпуск 2; Учитель - Москва, 2007. - 104 c.
11. https//infourok.ru.
12. https//ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu.
13. https//znanija.com