Пояснительная записка
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей, и если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях, в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
В возрасте 1,5 - 3 года ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Поступая в детский сад, у малышей происходит ломка привычек, серьезная перестройка всего организма: из домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Резкая смена условий: соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, и взрослыми - становятся для ребенка источником стрессовых ситуаций. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Актуальность
Термин «адаптация» означает приспособление. Это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада выявлено, что при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходима разработка таких механизмов, обобщение опыта и единых этапов, чтобы привыкание малыша к детскому саду было максимально безболезненным.
Так же проблемой является недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. Отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания. Часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в детском саду. Другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление одаренности ребенка. И только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим. Как правило, у таких детей адаптационный период проходит в легкой степени. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.
Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Поэтому была составлена программа взаимодействия с родителями вновь поступающих в ДОУ детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода. Возраст детей от 1,5 до 3-х лет.
Цель: Обеспечение успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, через взаимодействие с семьей.
Задачи:
- Социально-психологическая подготовка ребенка и родителей к посещению детского сада.
- Сформировать легкое протекание процесса адаптации у малыша в условиях детского сада.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.
- Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей.
Предполагаемые результаты
- Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением.
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- Безболезненная адаптация ребенка в условиях ДОУ и обеспечение ранней социализации детей раннего возраста.
- Формирование у детей навыков культурного поведения, расширение ориентировки в ближайшем окружении, развитие потребностей в речевом общении.
- Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых МДОУ.
Содержание работы
Адаптационная группа кратковременного пребывания «Малышок» создается для детей раннего возраста и их родителей, не посещающих детский сад. Группа работает не на базе группового помещения. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком два раза в неделю, в суббота , воскресенье с 9.30 до 11.00. Перед поступлением в группу родители должны предоставить справку о состоянии здоровья. Наполняемость группы 10 – 12 человек.
Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Организация работы с родителями строится на практической работе (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, консультирование), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с родителями.
Организация работы с детьми строится в виде игр – занятий, так как игра – это основная деятельность ребенка. Содержание работы составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 60–90 минут, 2 раза в неделю, суббота, воскресенье. Предусмотренные программой блоки состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, музыкально-ритмической, творческой, двигательной, свободной. Виды деятельности постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.
Организация образовательного процесса:
- Содержание образовательного процесса в группе кратковременного «Малышок» определяется «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой;
- Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка;
- Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
- В деятельности с детьми второго раннего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Режим пребывания детей адаптационной группы кратковременного пребывания в ДОУ
СУББОТА
9.30 – 9.45 – приход детей и родителей;
9.45 – 10.00 – игры в развивающих зонах по интересам;
10.00 – 10.15 – развивающие занятия - игры ;
10.15 – 10.30 – самостоятельные игры детей;
10.30 – 10.45 – совместное общение детей и родителей со специалистами;
10.45 – 11.00 – игры по интересам, уход домой.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
9.30 – 9.45 – приход детей и родителей;
9.45 – 10.00 – игры в развивающих зонах по интересам;
10.00 – 10.15 – развивающие занятия - игры ;
10.15 – 10.30 – самостоятельные игры детей;
10.30 – 10.45 – совместное общение детей и родителей со специалистами;
10.45 – 11.00 – игры по интересам, уход домой.
Организация воспитательно-образовательного процесса адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста «Малышок»
№ п/п |
Направления деятельности |
Цели, задачи |
Методическое обеспечение |
1 |
Художественно – эстетическое развитие. |
Рисование: |
1. Т.М.Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г. |
Музыка: |
1.Л.В.Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г. |
||
2 |
Физическое развитие |
- повышение адаптационных возможностей детского организма; |
1. М.А.Фисенко «Физкультура. Первая младшая группа». Волгоград «Корифей» 2008 г. |
3 |
Познавательно-речевое развитие |
- развитие внимания, речи, воображения; |
1. Н.В.Нищева «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург «Детство–Пресс», 2011 г. |
4 |
Социально- личностное развитие |
- формирование адекватного поведения ребенка в период адаптации; |
1. Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 года. Социальное развитие, окружающий мир». Москва «Сфера» 2009 г. |
Методы и приемы
- Организационные
- Наглядные
- Словесные
- Практические
- Логические
- Мотивационные
Учебно-тематический план с родителями в адаптационной группе кратковременного пребывания детей
Блок воспитателя
№ |
Содержание работы, тема |
Количество занятий |
1 |
Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ. |
1 занятие |
2 |
Консультация «Как облегчить ребенку период адаптации». |
1 занятие |
3 |
Консультация «7 правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность режима». |
1 занятие |
4 |
Консультации родителей по запросам. |
1 занятие |
5 |
Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в детский сад». |
1 занятие |
6 |
Консультация по анкетированию. |
1 занятие |
7 |
Тренинговое занятие «Воспитание сказкой» Как выбрать сказку для самых маленьких? |
1 занятие |
8 |
Работа по запросам родителей. |
15 занятий |
9 |
Итого: |
22 занятия |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок медицинского работника
№ |
Содержание работы тема |
Количество занятий |
Работа с родителями |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ. Визитная карточка ДОУ». |
1 занятие |
2 |
Консультации, круглый стол «Питание в детском саду и дома». |
3 занятия |
3 |
Консультации «Детские болезни и их профилактика». |
3 занятия |
4 |
Консультации, дискуссии по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мы привыкаем делать все сами». |
3 занятия |
5 |
Круглый стол «Организация детского сна». |
1 занятие |
6 |
Консультации, наглядная агитация «Методы закаливания детей». |
2 занятия |
7 |
Дискуссия «Молочные зубы. Лечить или не лечить?» |
1 занятие |
8 |
Круглый стол «Что должно быть в домашней аптечке». |
1 занятие |
9 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
2 занятия |
|
Итого: |
15 занятий |
Работа с детьми |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». |
1 занятие |
2 |
Посещение медицинского кабинета. |
12 занятий |
3 |
Измерение антропометрических данных |
7 раз |
4 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
2 занятия |
|
Итого: |
15 занятий |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по ИЗО деятельности
№ |
Содержание работы, тема |
Количество занятий |
Работа с родитдетьми |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ. Визитная карточка ДОУ». |
1 занятие |
2 |
Дискуссия для родителей «Нетрадиционные техники рисования». |
1 занятие |
3 |
Консультации, дискуссии «Воспитание интереса к рисованию». |
3 занятие |
4 |
Круглый стол «Детские пальчиковые игры». |
1 занятие |
5 |
Круглый стол, консультация «Значение лепки для всестороннего воспитания и развития ребенка – дошкольника» (пластилин, тесто, глина). |
2 занятия |
6 |
Дискуссия «Что такое аппликация?» |
2 занятия |
7 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
1 занятие |
|
Итого: |
11 занятий |
Работа с детьми |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». |
1 занятие |
2 |
Игры – занятия по ИЗО деятельности (нетрадиционные методы, кисточка, карандаш). |
4 занятия |
3 |
Игры – занятия по лепке (пластилин, глина). |
2 занятия |
4 |
Игры – занятия по аппликация (на основе рисунков). |
2 занятия |
5 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
2 занятия |
|
Итого: |
11 занятий |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по физической культуре
№ |
Содержание работы, тема |
Количество занятий |
Работа с родителями |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ. Визитная карточка ДОУ». |
1 занятие |
2 |
Консультация «Физическое воспитание и здоровье детей». |
1 занятие |
3 |
Круглый стол, дискуссии по физкультурно-оздоровительной работе с детьми (утренняя, дыхательная, зрительная, гимнастика после сна). |
2 занятия |
4 |
Консультации по закаливанию дошкольника. |
2 занятия |
5 |
Круглый стол «Правильная обувь – профилактика плоскостопия». |
1 занятие |
6 |
Совместный физкультурный досуг для детей с родителями |
1 занятие |
7 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
2 занятия |
|
Итого: |
10 занятий |
Работа с детьми |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». |
1 занятие |
2 |
Игры – занятия на двигательную активность. |
6 занятий |
3 |
Совместный физкультурный досуг для детей с родителями |
1 занятие |
4 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
2 занятия |
|
Итого: |
10 занятий |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок музыкального руководителя
№ |
Содержание работы, тема |
Количество занятий |
Работа с родителями |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ. Визитная карточка ДОУ». |
1 занятие |
2 |
Консультации «Первые шаги в музыке». |
2 занятия |
3 |
Консультация, круглый стол «Колыбельные для малышей». «Сказки, которые рассказывают на ночь». |
2 занятия |
4 |
Дискуссия: «Мультфильмы: так ли они хороши для ребенка?» |
1 занятие |
5 |
Круглый стол «Гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей». |
1 занятие |
6 |
Круглый стол «Терапевтическая Роль музыки». |
2 занятия |
7 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
6 занятия |
|
Итого: |
11 занятий |
Работа с детьми |
||
1 |
Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». |
1 занятие |
2 |
Игры – занятия по музыкальному развитию. |
8 занятий |
3 |
Участие в Новогоднем утреннике «Елочка - иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. |
2 занятия |
|
Итого: |
11 занятий |
Список используемой литературы в работе с детьми раннего возраста адаптационной группы «Малышок»
- Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.
- Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.
- М.А. Васильева «Программа обучения и воспитания детей в детском саду». «Москва Мозаика – Синтез» – 2010г.
- Н.Е. Веракса «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозайка синтез» Москва – 2006 г.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
- Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду». Ростов-на-Дону Феникс – 2008.
- Т.В. Иванова «Адаптация ребенка к ДОУ». «Корифей» – 2009.
- М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.
- Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». «Воронеж» – 2010 г.
- Т.В. Королева «Игры с красками». Москва – 2009 г.
- М.Д. Маханева, С.В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
- Приложение к журналу «Воспитатель». «Адаптация детей к детскому саду» Москва «Сфера» – 2008 г.
- Л.Н. Павлова «Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет». «Мозаика - синтез» Москва – 2003 г.
- Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».
- Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (управление процессом, диагностика, рекомендации). «Волгоград» – 2010г.
- Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить». «Сова» – 2008 г.
- Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Санкт-Петербург, Детство-пресс 2012.
- Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». Москва «Просвещение» 1997 г.
- С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.
- Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста». Москва 2009 год.