Технология моделирования мониторинговой карты планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся во внеурочной деятельности

Разделы: Классное руководство

Классы: 10, 11

Ключевые слова: внеурочная деятельность, модульное обучение, социализация, социализация детей, модуль


В течение последних десяти лет в педагогике и других социальных науках широко обсуждается вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание».

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Большое значение для социализации ребенка имеет социум. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный. В процессе социализации, проявляется объективная потребность индивидуального развития личности. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Воспитание - целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

Согласно новым ФГОС, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация - процессы становления личности.

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности воспитания и социализации обучающихся.

Цель мониторинга: создание оснований для анализа и обобщения получаемой информации, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития системы воспитания и социализации обучающихся, принятия для этого обоснованных управленческих решений.

Задачи мониторинга:

  • соотнесение реальных результатов с планируемыми и оценка результатов эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся;
  • организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании процесса воспитания и социализации обучающихся;
  • систематизация информации, повышение её оперативности и доступности;
  • отбор и использование единых нормативных материалов, методик диагностики;
  • создание единой системы мониторинговых исследований во всех параллелях классов;
  • координация деятельности всех субъектов, проводящих мониторинговые исследования;
  • обеспечение всех субъектов образования значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.

Мониторинг — это регулярное действие, т. е. он будет приносить пользу только в том случае, если измерения проводятся достаточно часто, обязательно через равные промежутки времени. Эпизодические мониторинговые действия не имеют никакой ценности.

Процедура проведения мониторинга проекта состоит из следующих стадий:

  1. Постановка цели.
  2. Определение задания на проведение мониторинга.
  3. Планирование мониторинга.
  4. Определение источников информации для проведения мониторинга.
  5. Выбор метода сбора информации.
  6. Определение частоты и графика сбора информации с учетом интенсивности рассматриваемой деятельности.
  7. Определение технологии обработки и анализа полученной информации.
  8. Сбор информации.
  9. Анализ информации.
  10. Подготовка отчета о результатах мониторинга.

В качестве основных показателей исследования эффективности воспитания и социализации обучающихся выступают:

  1. Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.
  2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.

В ходе проведения процедур мониторинга эффективности реализации программы воспитания и социализации собирается и анализируются информация по формированию и развитию у учащихся школы четырех компетентностей: гражданской, социальной, здоровьесберегающей, профориентационной.

Компетентность — это знания, умения. навыки, а также способы и приёмы их реализации в учебной деятельности, общении, развитии и саморазвитии учащихся.

Гражданская компетентность – социальная активность учащихся (инициация, разработка и участие в социально значимых проектах), готовность учеников отвечать за свои поступки, принятие ими демократических ценностей школы.
Составляющие компетентности:

  • социальная активность (активная позиция члена классного и школьного сообщества, активное участие в школьной жизни, в социально значимых проектах);
  • ответственность (готовность отвечать за собственные поступки и порученные дела);
  • соблюдение норм и правил коллектива (соблюдение правил и норм, принятых в школе).

Социальная компетентность– это сформированность набора компетентностей, помогающих учащимся активно включиться в жизнедеятельность современного социума и успешно адаптироваться в нём.

Составляющие компетентности:

  • коммуникабельность;
  • умение работать в команде;
  • самостоятельность (готовность самостоятельно принимать решения и действовать не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях, владение алгоритмами проектной деятельности).

Здоровьесберегающая компетентность – интегративное качество учащегося, представляющее собой единство когнитивного, мотивационно-ценностного и практического компонентов.

Составляющие компетентности:

  • знания основ здорового и безопасного образа жизни – педагогическая составляющая, оценивается учителями;
  • психологическое здоровье – психологическая составляющая, оценивается с помощью психологических тестов;
  • физическое (соматическое) здоровье – медико-педагогическая составляющая, оценивается медицинскими методами.

Профориентационная компетентность – это готовность учащегося к осознанному выбору своего будущего образовательного профиля и будущей профессии.

Составляющие компетентности:

  • умение делать самостоятельный выбор, в том числе выбор будущей профессии с опорой на свои сильные и слабые стороны (автономность);
  • умение принимать осознанные решения, в том числе по поводу выбора своей будущей профессии, профиля образования и учебного заведения (принятие решений);
  • умение строить адекватные планы по поводу своего профессионального будущего и своей карьеры (планирование).

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Сопоставление требований ФГОС и формируемых школой компетентностей обучающихся

Требования ФГОС ООО

Содержание

Компетентности

Предметные:

- получение, преобразование и применение предметных знаний по технологии, компьютерной технологии, на занятиях по программе «Кем быть?»

Профориентационная компетентность

Личностные:

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

Гражданская компетентность

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Социальная компетентность

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Здоровьесберегающая компетентность

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

  • тестирование (метод тестов)
  • опрос (анкетирование, интервью, беседа)

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и воспитанников в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.

Из всего выше сказанного следует сделать вывод: Разработка мониторинговой карты в современных условиях процесс долгий и трудоемкий, требующий от педагога больших усилий. Мониторинговая карта планируемых результатов социализации и воспитания обучающихся – это средство, дающее возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей.

Внеурочная деятельность в МБОУ «СШ № 29» в соответствии с требованиями ФГОС СОО организуется по основным направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное развитие и приобщение к общественной деятельности;
  • формирование мотивов и ценностей в сфере отношений к России как к Отечеству;
  • формирование мотивов и ценностей в сфере трудовых отношений и вы бора будущей профессии;
  • формирование мотивационно-ценностных отношений в сфере здорового образа жизни;
  • формирование мотивов и ценностей в сфере отношений к природе;
  • формирование мотивационно-ценностных отношений в сфере искусства
  • формирование мотивации общеинтеллектуального развития.

Реализация внеурочной деятельности осуществляется на основе организационной модели смешанного типа, которая предполагает интеграцию оптимизационной модели и модели дополнительного образования.

Объём внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования – 680 часов – распределяется равномерно по годам обучения в количестве 340 часов. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки обучающихся.

Организация внеурочной деятельности в школе направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

  • компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
  • социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;
  • компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

В МБОУ «СШ № 29» реализуется модель плана внеурочной деятельности включающая:

  • общественную самоорганизацию обучающихся;
  • педагогическую поддержку обучающихся;
  • работу по обеспечению благополучия обучающихся;
  • воспитательные мероприятия;
  • учебно-познавательную деятельность.

Внеурочная деятельность реализуется через регулярные занятия – на их про ведение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой, и нерегулярные – на их проведение установлено общее количество часов в год. Регулярные занятия организуются в соответствии с расписанием занятий. Нерегулярные занятия проводятся специалистами, реализующими оптимизационную модель внеурочной деятельности – учителя-предметники, классные руководители, старшие вожатые, социальный педагог, педагоги-психологи на основе модульной системы.

Модуль «Здоровое поколение» реализуется учителями физической культуры, старшими вожатыми, преподавателем-организатором ОБЖ в формах флэш-мобов, конкурсов, мероприятий по профилактике ПАВ.

Модуль «Все на ГТО!» реализуется учителями физической культуры, классными руководителями через мероприятия по пропаганде ВФСК ГТО, внедрение ВФСК ГТО.

Модуль «Спортивные игры» реализуется через проведение соревнований по игровым видам спорта, тренерами МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 7» на базе образовательной организации.

Социальная мастерская «Дорогою добра» реализуется старшими вожатыми, руководителем волонтерского отряда, учителями технологии, классными руководителями через проведение общешкольных социально-ориентированных акций по изготовлению и сбору подарков для воспитанников детских домов, приютов, пациентов домов престарелых и инвалидов и выезд с концертами в эти учреждения.

Модуль «Дорогою памяти» реализуется старшими вожатыми организацией шефства над братскими захоронениями, поздравлений ветеранов Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, жителей микрорайона к значимым датам в истории государства.

Модуль «Я - лидер» реализуется старшими вожатыми, классными руководителями в различных формах организации деятельности детских общественных объединений, органов ученического самоуправления – Совета дружины, Совета обучающихся.

Модуль «Все предметы хороши» реализуется учителями-предметниками в формах предметных недель, тематических конкурсов, викторин и т.д.

Модуль «Будущее науки» реализуется учителями-предметниками в формах олимпиад, Дней науки, конференций, в деятельности школьного научного общества.

Модули «Календарь событий» и «Школьный вальс» реализуются учителями эстетического цикла, старшими вожатыми, классными руководителями, педагогом дополнительного образования при подготовке к конкурсам, фестивалям, при подготовке концертов к знаменательным датам.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СОО включает направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности обучающихся 10 классов, реализующих ФГОС среднего общего образования

Направление

Наименование курса/модуля внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

Модуль «Здоровое поколение»

Модуль «Все на ГТО!»

Модуль «Спортивные игры»

Модуль «Календарь событий»

Духовно-нравственное

Социальная мастерская «Дорогою добра»

Модуль «Дорогою памяти»

Модуль «Календарь событий»

Кружок «Школьный музей»

Социальное

Кружок «Страна безопасности»

Кружок «Юнармия»

Модуль «Календарь событий»

Модуль «Я – лидер»

Общеинтеллектуальное

Модуль «Все предметы хороши»

Модуль «Будущее науки»

Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Кружок «Математическое моделирование»

Общекультурное

Модуль «Календарь событий»

Модуль «Школьный вальс»

В качестве инструмента оценки сформированности отдельных личностных результатов, можно использовать таблицу «Мониторинговая карта оценки личностных результатов» и диагностические методики:

Показатели сформированности отдельных личностных результатов

Диагностические методики

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

1. Методика С.С. Кункевич «Мой личностный рост»

2. Методика С.Ф. Спичак ,А.Г. Синицын «Направленность личности»

3. Методика О.И. Мотков «Самоанализ личности»

4. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько

2. Сформированность основ гражданской идентичности

1. Методика О.И. Мотков «Самоанализ личности»

2. Методика А.Н. Лутошкин «Мишень»

3. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько

4. Методика Н.П.Капустина «Диагностика изучения уровня воспитанности»

5. Методика М.И. Шилова «Методика изучения уровня воспитанности»

6. Методика Т.А. Архиповой. Анкета по изучению сформированности основ гражданской идентичности обучающихся 9-11 классов

3. Способность ставить цели и строить жизненные планы

1. Методика В.Б. Успенский «Готовность подростков к выбору профессии»

2. Методика Л.В. Байбородова «Репка»

3. Методика С.С. Кункевич «Мой личностный рост»