Социальный проект "Имя Поселения"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: малая родина


Актуальность проекта

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к героическому и трудовому прошлому земляков, к таким вечным понятиям, как духовность, патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России; необходимость знания истории своего народа, своего края, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной; пробудить в детях любовь к родной земле, чувство любви и уважения к наследию Родины со школьного возраста. В нашем крае стартовала поисково-просветительской экспедиции «ИМЯ КУБАНИ», посвященная 80-летию Краснодарского края.

Экспедиция охватывала исторический период с 1937 года и по наши дни.

Ейский район активно присоединился к проекту, и заключительным этапом его был грандиозный праздник в городском дворце культуры, где прозвучали имена знаменитых земляков - ейчан.

Инициативная группа школьников и педагогов МБОУ СОШ №23 с.Воронцовка, участвуя в проекте Имя Кубани, решила предложить аналогичный проект – «ИМЯ ПОСЕЛЕНИЯ».

Данный социальный проект является лишь частью проведённой работы и представляет номинацию «Боевое имя поселения». Номинация посвящена 75-летию Великой Победы.

В рамках подготовки к проекту его участники провели подготовительную работу и пришли к единодушному мнению о выборе имен сельчан, ковавших Великую Победу.

Цель проекта:

  • Возрождение интереса к историческому прошлому и биографиям выдающихся людей своего поселения.
  • Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма на примерах исторических событий и персоналий.
  • Использование славы и подвига выдающихся земляков прошлого, сражавшихся за Великую Победу, для воспитания современной молодёжи.
  • Популяризация историко-культурного наследия Кубани, жизни и деятельности земляков, их героического прошлого.

Задачи проекта:

  • Формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви и гордости за свою малую Родину.
  • Мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся, создание условий для самостоятельной работы учащихся.
  • Знакомство со сведениями о жизни и деятельности замечательных людей поселения, формирование чувства сопричастности к истории малой родины, земляков, отдание дани памяти и уважения знаменитым землякам, понимание единства судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.

Направление деятельности: поисково-исследовательское, творческое.

Этапы работы над проектом:

  1. Заседание организационного совета по вопросам организации и разработки плана реализации поисково-исследовательской Экспедиции «Боевое имя поселения», формирование оргкомитета. (ноябрь)
  2. Совещание педагогов «Основные направления реализации поисково-исследоательской Экспедиции «Боевое имя поселения», формирование организационного комитета из состава педагогов. (ноябрь)
  3. Общее заседание оргкомитета «Боевое имя поселения» (составление общего плана) по реализации проекта.
  4. Проведение разъяснительной работы с родителями и общественностью по выбору имен. (декабрь)
  5. Поисковая работа классных коллективов по направлению «Боевое имя поселения», (сбор информации ) (декабрь-февраль)
  6. Защита классных проектов экспедиции по направлению «Боевое имя поселения». (март)
  7. Выдвижение победителей номинантов для формирования состава персоналий к присвоению имени поселения (март)
  8. Представление собранных материалов 5-11 классами по направлениям в музее школы.
  9. Составление сценария для заключительного этапа проекта « Боевое имя поселения». (март-апрель)
  10. Составление презентации к сценарию «Боевое имя поселения». (апрель)
  11. Подбор номеров художественной самодеятельности к заключительному мероприятию. Распределение ролей. (апрель)
  12. Репетиции. (апрель)
  13. Творческий фестиваль «Боевое имя поселения». (май)

Участники проекта: Школьники и педагоги МБОУ СОШ №23 с.Воронцовка, сотрудники сельского Дома Культуры.

Ожидаемые результаты проекта:

Реализация проекта даст возможность обеспечить должный подход к формированию у школьников представления об историческом прошлом своего поселения, на примере героического прошлого земляков выработать основы героических черт характера. У школьников появится интерес к поисковой работе и желание знакомиться с жизнью земляков, уважение к старшему поколению, гордость за своих односельчан, чувство благодарности за нашу мирную жизнь.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению духовной жизни школьников. Участие в проекте позволит повысить общую культуру учащихся, также послужит условием для развития творческого потенциала детей, активизации личностной позиции учащегося.

Выводы: Проект заставил задуматься над тем, что любовь к малой родине - это уже основа основ подлинного патриотизма и духовности. В результате проделанной работы была достигнута поставленная цель, проведена поисково-исследовательская работа, составлен сценарий заключительного этапа и оформлена презентация. Состоялся фестиваль «Боевое имя поселения», который можно считать одним из многочисленных венков славы, возлагаемых потомками в знак безмерной благодарности за спасённую Родину. В процессе работы учащиеся приобрели функциональные навыки исследования как универсального способа развития способности к исследовательскому типу мышления.

Сценарий фестиваля

ХОР «Моя Россия моя душа»

Ведущий 1. С чего начинается Родина большая или малая?

С шума пшеницы под порывом ветра, с трели жаворонка над зеленеющими полями, с цвета вишни на сельских улицах, с тепла материнских рук и запаха свежеиспеченного хлеба. А самое главное – Родина начинается с места, где мы живем и трудимся, где рождаются и делают первые шаги наши дети, где, в конце концов, обретаем мы покой, продолжая жить в наших делах.

Ведущий 2. Почет…, значит признание и уважение, выражение чувства благодарности и гордости за своих земляков.

Ведущий 3. В нашем крае проводится краевая поисково-просветительская экспедиция «ИМЯ КУБАНИ».

Ведущий 4. - Экспедиция охватывает исторический период с 1937 года и по наши дни. Проводится по 5-ти маршрутам.

- Первый маршрут – «Боевое имя Кубани».

- Второй маршрут – «Трудовое имя Кубани».

- Третий маршрут – «Духовное имя Кубани».

- Четвёртый маршрут – «Благотворительное имя Кубани».

- Пятый маршрут – «Молодое имя Кубани».

Ведущий 1. Ее инициатор - народно-патриотическая общественная организация «За веру, Кубань и Отечество!».

Ведущий 2. Наша школа активно работает по всем направлениям, а сегодня представляет номинацию «Боевое имя поселения» Номинация посвящена 75-летию Великой Победы.

Хор «Моя земля»

Ведущий 1.

Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть!

Летчик-истребитель Гречко И.С.

Ведущий 2. Наш односельчанин Гречко Иван Семенович, является одним из тех, кто на протяжении всей своей жизни носил на груди свинцовую память о кровопролитных сражениях за небо Родины. О славных делах Гречко И.С. во время Великой Отечественной войны ходили легенды. Он прошел всю войну, сражался, будучи летчиком- истребителем ВВС. За всю войну им было сбито 9 вражеских самолетов. За несколько месяцев до Великой Победы, 12 января 1945 года, при выполнении боевого задания Иван Семенович получил серьезное ранение.

Ведущий 3. Вот что об этом сказал адмирал В.Ф.Трибуц в своей книге «Балтийцы наступают»(1968) «В те же дни летчик-истребитель лейтенант Гречко, прикрывший во время боевого задания свои самолеты и железнодорожные батареи, был тяжело ранен. Превозмогая боль, Гречко привел поврежденный самолет на свой аэродром и посадил его на «Живот» в таком месте, где он не мешал при взлетах и посадках другим самолетам». Когда командованию стало известно о подвиге Гречко, его наградили орденом «Отечественной войны» 2-й степени. Но, к сожалению, награду вовремя не вручили, и получить ее Иван Семенович не успел.

Ведущий 4. В 1946 году, после военной медицинской комиссии, Гречко уволили в запас по состоянию здоровья.

Гречко Иван Семенович является кавалером двух орденов «Красной звезды» - высшей награды за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР. Имеет 8 медалей. Вырастил 4-х дочерей, и в настоящее время его род продолжает - 7 внуков, 13 правнуков и 3 праправнука.

Ведущий 1. И для вручения свидетельства «Боевое имя поселения» на сцену приглашаются правнучка Ивана Семеновича и его праправнук Иван, названный в честь легендарного деда!

(вручение свидетельства)

Ведущий 2.

На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы над врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь...
На всю оставшуюся жизнь.

Ведущий 3.

Сестра и брат... Взаимной верой
Вы были сильными вдвойне.
Вы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне.

Ведущий 4.

На всю оставшуюся жизнь
Запомним братство фронтовое,
Как завещание святое
На всю оставшуюся жизнь...
На всю оставшуюся жизнь.

Смирнов Юрий Иванович

Ведущий 1. 1921 год рождения, войсковой разведчик в звании старший сержант, в 43 году был серьезно ранен, после госпиталя - снова на фронт, где прошел до Берлина, демобилизован в мае 1946г.

Ведущий 2. Награжден «Орденом Славы» 2 степени, «Орденом Славы» 3 степени, «Орденом Отечественной войны 2 степени», «Красная звезда», Медалями «За Победу над Германией», «За победу над Японией», а также юбилейными медалями.

Ведущий 3. После войны работал в рыбколхозе, в 70-х годах после образования животноводческого комплекса «Воронцовское» работал слесарем на предприятии, вырастил 2 детей. Его жену Таисию Петровну знает все село, ее бывшие ученики; не одно десятилетие она была председателем совета ветеранов села Воронцовка. Мы Вам, Таисия Петровна, вручаем Свидетельство «Боевое имя поселения» на имя вашего мужа Смирнова Юрия Ивановича.
(вручение свидетельства )

ТАНЕЦ «Птицы белые»

Ведущий 1. Есть на земле у всех народов и во все времена профессия – трудная и романтичная, интересная и увлекательная, имя которой – Учитель.

Учитель сам по себе необычайный человек, он скромный и настойчивый, инициативный и изобретательный, весёлый и находчивый, он учится и учит других, он ищет и находит, он не стареет никогда и всегда излучает оптимизм.

Ведущий 2. Профессия учителя - это фундамент для всех остальных профессий. Учителя - это завтрашний день России. Труд учителя ежедневный и кропотливый. Быть учителем - дано не каждому, и если кто-то выбрал эту профессию, значит это веление свыше.

Ведущий 3. Вот уже много лет нет рядом с нами этой замечательной, светлой женщины... Ларкина Тамара Никитична. На всю жизнь запомнились детям беседы за чашкой чая о поэзии. А ведь эта юная когда-то девочка добровольно попросилась на фронт, едва ей исполнилось 18. Служила в 211 отдельном зенитном артиллерийском дивизионе. Участвовала в защите городов Ростов-на-Дону, Краснодар, Бельцы, Ужгород, Кошицы (Чехия). Награждена медалью «За оборону Кавказа». Я помню строки стихов любимого поэта Т.Н.Ларкиной Ю.Друниной: «Знаешь, Зинка, я против грусти, но сегодня она не в счет».

(отрывок из стихотворения Ю.Друниной читает ученица)

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна..
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Ведущий 4. Удивительный, яркий, интересный человек… Тамару Никитичну обожали ученики, уважали коллеги, любили друзья. Она восхищала обаянием, энергичностью, умением жить насыщенно и интересно, поражала мужеством, стойкостью, силой духа, когда оказалась во власти страшной болезни. Ничего ее не могло сломить - жизнелюбие и оптимизм оставались с ней до конца.

Ведущий 1. Говорят, «у войны не женское лицо»! Да, но наравне с мужчинами в артиллерии служили и женщины. Одна из них учитель истории Богер Евдокия Васильевна. Это была неугомонная и пламенная женщина-борец! С 15.09.1943 года по август 1945 года служила в 734 зенитном артиллерийском полку. Воинское звание - ефрейтор. ВУС - дальномерщик. Участвовала в освобождении Кавказа, Польши, взятии Берлина. А после войны её активность и деятельность поражали: долгие годы она работала председателем сельского совета, а затем пришла в школу. Сколько душевных сил и энергии она отдала своим ученикам, научив правильно, лаконично, просто выражать свои мысли, любить историю, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, где истина и правда ? Что значит любить свою Родину?

Ведущий 2. Эти женщины - Ларкина Т.Н. и Богер Е.В.- навсегда в сердцах всех, кто имел радость знать их лично. Своими воспоминаниями делится их коллега, учитель истории, Филонова Надежда Яковлевна.

Интервью с Филоновой Н.Я.

«Мне посчастливилось видеть их ещё живыми, так и остались они в моей памяти. Они были педагогами божьей милостью, великолепными друзьями, заботливыми мамами. Необыкновенные юмористы, жизнерадостные люди, кавалеры боевых наград «За отвагу» и «За боевые заслуги». Отважные учителя – артиллеристы. В трудную для Родины годину, не раздумывая, пошли защищать страну. И всей жизнью показывали пример мужества, патриотизма, крепости духа. Непревзойденный мастер беседы - учитель литературы Ларкина Тамара Никитична. Она покоряла сердца ребят не только прекрасным знанием литературы, но и широкой эрудицией. Евдокия Васильевна Богер - моя коллега. Сколько пережили мы с ней! Она мой старший наставник. Учила меня открыто отстаивать своё мнение, бороться за справедливость.

Вот такие они наши учителя. Их имена вписаны в историю. В школьном музее я посвятила им несколько страниц в Книге Памяти. Ребята, оглянитесь, вот они будто сидят рядом с вами! Вечная им память!»

Ведущий 2.

Среди людей немеркнущих профессий,
На вечность предъявляющих права,
Учителям, как вдохновенным песням,
Жить на земле, пока жива она.

На сцену приглашается основатель школьного музея Филонова Н.Я. для получения свидетельства «Боевое имя поселения» на имя её коллег. Человек жив, пока жива память о нём.

ХОР – «Даль великая»

Ведущий 1. Подвиг, самопожертвование, героизм… Мы привыкли слышать громкие слова о великом прошлом нашей страны, о героизме наших отцов и дедов, которые ценой своей жизни защищали Отечество, своих близких от врагов. Мы никогда не забудем о великом подвиге нашего народа на войне, о трудовом подвиге в эпоху восстановления страны в послевоенное время. Но есть ли герои в наши дни, среди наших современников? Известно ли нашему поколению, что значит Родину защищать? Есть ли место подвигу в наше время? Кто они, герои нашего времени?

Ведущий 2. Герой совершает поступок. Такой поступок, на который отважится далеко не каждый, пожалуй, даже единицы. Этих доблестных людей награждают медалями, орденами, а если без всяких знаков – человеческой памятью и безграничной благодарностью.

Ведущий 3. Но рядом с нами живут обычные, ничем, казалось бы, не примечательные люди, которые в страшный час испытания, оказавшись перед выбором: спасать свою жизнь или жизни других людей, - сумели пожертвовать собой.

Кирилл (крестник героя): Для меня и моей семьи таким героем является – старший летчик войсковой части 40491 капитан Алексей Назаров, совершивший подвиг самопожертвования 23 сентября 2013 года. Пилот штурмовика Су-25 ценой собственной жизни увел падающий самолет от населенного пункта.

В тот вечер боевой самолет СУ-25, пилотируемый капитаном Алексеем Назаровым, вылетел с аэродрома Приморско-Ахтарск. Офицеру предстояло отработать несколько упражнений в пилотажной зоне в темное время суток и в сложных метеорологических условиях. На языке авиаторов это именуется полетом в СМУ. В темноте да еще вне видимости земли главным помощником пилота становятся бортовые приборы. По ним летчик ориентируется в воздухе, по ним прокладывает свой маршрут.

Погода была скверная. Низкая облачность, дождь. Для первоклассного военного пилота капитана Назарова подобные испытания были не в новинку. За годы службы он налетал почти 800 часов, в том числе - 600 на штурмовике Су-25. Имел опыт полетов и в СМУ. Тем не менее, в тот роковой вечер в небе возникла нештатная ситуация.

Су-25 потерял управление в 49 километрах северо-восточнее аэродрома Приморско-Ахтарска. Летчик Алексей Назаров пытался посадить машину на грунт после того, как отвел штурмовик в сторону от ближайшего населенного пункта, станицы Новоминская. И только за миг до катастрофы в эфире прозвучало: "Я катапультируюсь". Часы на стартовом командном пункте зафиксировали время, когда пропала связь с летчиком - 20 часов 17 минут… От соприкосновения с землей самолет взорвался.

И надо бы прыгать, не вышел полёт,
Но рухнет на город пустой самолёт,
Пройдёт, не оставив живого следа,
И тысячи жизней прервутся тогда.

Мелькают дома, ему б прыгать скорей
Ещё протяну – так решил Алексей,
Подальше от города смерть унесу,
Пускай я погибну, но город спасу.

Стрела самолёта рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва берёзовый лес...
Не скоро поляны травой зарастут,
А город подумал - ученья идут.

Капитану Алексею Назарову шел 32 год. Он родился в 1981-м году в селе Кухаривка Ейского района. С детства мечтал о небе. Окончил Армавирский военный авиационный институт. Он был не только отличным пилотом, но и заботливым и любящим отцом, мужем, сыном; надёжным другом с детских лет и замечательным товарищем.

Я горжусь своим крёстным. Алексей Назаров – герой, Герой нашего времени!

Ведущий 2. Подвиг Алексея Назарова- это глобальное проявление патриотизма и любви к людям. Все дальше и дальше от нас уходят поколения, пережившие труднейшие военные годы. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но и сегодня есть те, кто готов пожертвовать самым дорогим во имя близких, во имя Родины.

Алексей не искал славы и почестей, а просто до конца исполнял свой долг. Свидетельство «Боевое имя поселения» вручается родителям Алексея Назарова. Низкий поклон вам за такого сына, Наталья Александровна, Анатолий Алексеевич.

Танцевальная композиция «Журавли»

Ведущий 1. Имена людей, не щадивших жизни своей ради других, продолжают жить во внуках и правнуках, их дела и поступки – в сердцах благодарных людей, а их жизнь служит для всех нас достойным примером того, как сделать нашу любимую Родину, большую и малую, лучше и краше.

Ведущий 2. Мы Помним! Мы гордимся! Эти слова повторяет про себя каждый из нас в День Великой Победы! Память – это то, что человек может пронести через годы. В наших силах не забывать о цене той войны и изо всех сил пытаться сделать так, чтобы ничего подобного в истории человечества больше никогда не случилось.

Ведущий 3.

Нужно память беречь, нужно память хранить,
В сердце миг удержать быстротечный,
Чтобы новой войны в этот мир не пустить,
Чтобы мир был прекрасен и вечен!

(Занавес)