Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
Из всех предметов, преподаваемых в школе, нельзя выделить какой-то один, назвав его главным. Каждый предмет нужен и важен по-своему. Но давайте вспомним такую детскую игрушку, как пирамидка. Если сложить пирамидку правильно, нанизывая детали на стержень, она будет очень крепкой, но если этот стержень убрать, пирамидка рассыпается. Стержнем в школьном образовании служит чтение.
Мы часто слышим и видим, что современные дети не любят читать, а свободное время предпочитают провести у компьютера, телевизора. Детей и родителей редко можно увидеть за чтением книг.
Как нельзя лучше сложившуюся ситуацию характеризует В.Путин: " …Россия стремительно теряет статус самой читающей страны…"
В наш информационный век формирование навыка извлечения нужной информации из текста становится важнейшей задачей образования.
Сегодня научить маленького человека читать недостаточно. Научить его читать осмысленно – вот важная задача учителя.
И, я, как учитель начального образования, искала пути решения этой проблемы и нашла в технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Натальей Николаевной Светловской
Продуктивным является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения точной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.
Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Технология продуктивного чтения позволяет учителю организовывать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока.
Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс:
- Работа с текстом до чтения;
- Работа с текстом во время чтения;
- Работа с текстом после чтения.
Эта технология помогает на всех уроках в начальной школе, но литературное чтение, окружающий мир можно считать основными предметами, где эта технология применима в полной объеме.
На уроке чтения на 1 этапе (до чтения) мы с ребятами прогнозируем содержание текста. По названию, иллюстрациям, опираясь на личный читательский опыт, они предполагают тему и жанр произведения, ставят цели своей работы на уроке.
Однажды на уроке в момент, когда рассматривали иллюстрации к сказке и отвечали на вопросы, один из учеников выкрикнул: «Давайте уже скорее читать». Я поняла, что на данном этапе цель достигнута: интерес возник, появилась мотивация к чтению произведения.
Следующим этапом является работа с текстом во время чтения. Мы знакомимся с текстом по-разному: я предлагаю детям самостоятельно прочитать произведение, прослушать его запись или читаю сама, иногда часть текста, предполагаем дальнейшее развитие событий, а затем возвращаемся к тексту и узнаем авторский замысел. Например, в татарской народной сказке «Три сестры», я спрашиваю - «Как вы думаете, в кого превратится младшая сестра?» и т.д.
На третьем этапе возникает читательская интерпретация. Ведется разговор с автором, дети описывают себя по отношению к героям произведения. Этот разговор заставляет их задуматься, на месте кого из героев они хотели бы и могли бы оказаться.
Последний этап позволяет выполнить творческие задания: нарисуй словесный портрет героя, расскажи, что бы ты сделал на его месте, перескажи от имени какого-то персонажа, придумай продолжение истории.
Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание текста на этапе работы после чтения. У детей возникает понимание текста, удовлетворение от процесса чтения.
Очень легко работать с детьми, которые уже любят читать. Но как бы мне ни хотелось, в классе есть дети, у которых чтение не вызывает интереса. Но они мои ученики и, для того, чтобы включить их в работу, я использую яркие образы (фрагмент мультфильма, красочные иллюстрации, прослушивание аудиозаписи, интересные факты из биографии писателя). Главное — заинтересовать ребят, вовлечь всех их в круговорот событий на уроке.
В нашем классе есть полка Буккроссинг. Ребята свободно берут книги для чтения и оставляют понравившиеся произведения.
Можно смело утверждать, что технология продуктивного чтения развивает читательский интерес младших школьников, который, в свою очередь, будет способствовать формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.
На уроках математики технологию продуктивного чтения я использую при работе с задачами в 3 этапа.
- Этап мотивации: подготовка учащихся к чтению задачи.
- Этап учебных действий: организация самостоятельного прочтения задачи.
- Этап оценки и контроля решения учебной задачи: проверка результатов самостоятельного чтения и решения задачи.
Хочу привести пример поэтапного применения технологии продуктивного чтения
на уроках математики во 2 классе.
1.Этап мотивации
На 1 этапе ученикам демонстрируется выполненная вымышленным персонажем Колей краткая запись задачи:
Серые кролики – в 3 клетках.
Белые кролики - ?
Выясняем, возможно ли решение задачи опираясь на данные, выписанные Колей в результате чтения?
Думаем, как исправить эту запись. Составляем памятку, в которой укажем, что надо искать, читая задачу, и как это записать, чтобы всё важное для решения было перед глазами.
ПАМЯТКА:
Читая, ищи:
- что обозначают известные числа;
- что обозначают неизвестные числа;
- какое неизвестное главное, а какое промежуточное;
- как связаны известные величины с неизвестными.
2. Этап учебных действий
На 2 этапе дети самостоятельно читают задачу в учебнике, пользуясь памяткой.
«У Димы было 15 кроликов. Серые кролики размещались в 3 клетках по 4 кролика в каждой. Остальные кролики были белые и сидели в отдельной клетке. Сколько белых кроликов у Димы?»
3. Этап оценки и контроля решения учебной задачи
На 3 этапе задаю вопросы, которые позволяют составить правильную краткую запись задачи и решить её.
Применение технологии продуктивного чтения на всех уроках (литературного чтения, русского языка – уроки развития речи, окружающего мира, математике и др.) в начальной школе даёт определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников, помогает научить детей:
- Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);
- Читать не для взрослых, а для самого себя;
- Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
- Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.
- Понимать текст и видеть позицию автора.
Данная технология способствует развитию УУД. Формирует положительную мотивацию к обучению, повышает качество знаний, позволяет в значительной мере стимулировать творческую активность детей в образовательной деятельности.
В результате использования данной технологии мы развиваем следующие УУД:
Познавательные
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Мои ученики с удовольствием посещают информационно-библиотечный центр школы, детскую библиотеку микрорайона, где принимают активное участие в викторинах, устных журналах, являются полноправными журналистами школьной газеты «ВИРУС». Они участники интеллектуальных и творческих олимпиад и конкурсов разного уровня.
Зажигая наши звёздочки, мы бережно передаём их в руки педагогов основного образования. Что их там ждёт? Я надеюсь, что навыки продуктивного чтения, заложенные в начальной школе, будут развиваться и совершенствоваться в среднем звене.
Опытом своей работы по применению технологии продуктивного чтения я делилась с коллегами на школьном предметном объединении учителей начальных классов - «Структура урока по технологии продуктивного чтения», на школьном методическом семинаре, где дала мастер-класс «Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования».
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга, начинается
кропотливая работа над словами.
В.А.Сухомлинский
Научить школьника приемам работы с текстом, с книгой – это значит научить его учиться и дать ему возможность стать успешным.
Спасибо за внимание.