Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях, был дисциплинированным на дороге. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
В нашем детском саду проводится большая работа в данном направлении. В ДОУ разработана программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения, оформлены информационные стенды, на территории детского сада сделана дорожная разметка, проводится образовательная и игровая деятельность.
Учитывая специфику работы детского сада, а именно игровую деятельность, приобретены в магазинах и изготовлены своими руками игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Такими играми являются:
- словесные игры «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо – плохо», «Можно – нельзя», «Образовать прилагательное от существительного», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др.
- сюжетно-дидактические игры «Бензозаправочная станция», «Машины на нашей улице», «Нам на улице не страшно», «Потерянный знак» и др.;
- сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «Автозаправочная станция» и др.;
- игры на дорожной разметке: «Перекресток», «Наша улица», «Стоп», «Три сигнала светофора», «Будь внимателен» и т.д.;
- настольно-печатные игры: игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», дорожная мозаика «Собери знак из пазлов» и др.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу. Такими формами были:
- родительские собрания: «Безопасная дорога», «Опасные ситуации» и др.;
- консультации «Рекомендации по обучению детей ПДД», «Правила поведения в общественном транспорте», «Расскажите ребенку, о чем говорит светофор», «Опасности на проезжей части», «Игры на дороге», «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу» и т.д.;
- акции: «Белая ленточка», «Детское кресло» и т.д.;
Обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, мы широко использовали ИКТ: - книжки-раскладушки с советами, рекомендациями «Выучите с детьми правила дорожного движения», «Правила дорожного движения для дошкольников» и т.д.;
- плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;
- листовки - обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!», которые были розданы родителям – водителям и др.;
- буклеты-памятки, которые считаем удобной формой взаимодействия с родителями, т.к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование педагогами эффективных, современных технологий, учет возрастных особенностей могут дать положительные результаты. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.