Применение культурно-смыслового контекста «Путешествие по карте» на занятиях познавательного цикла с дошкольниками среднего возраста (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Все мы знаем, что в дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Накопление информации происходит благодаря

  • личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях;
  • наблюдениям ребёнка за реальными явлениями, предметами;
  • собственному манипулированию ребёнка с реальными предметами и его активным действиям в своём ближайшем окружении.

Становлению ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, которая позволяет исследовать вещи и явления окружающего мира в доступной и привлекательной для детей форме.

При организации занятий познавательного цикла содержание занятия должно привлекать ребёнка, быть ему интересным, стимулировать его активность. Это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей.

Культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла выступают типы исследований, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:

  • опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
  • коллекционирование (классификационная работа);
  • путешествие по карте;
  • путешествие по «реке времени».

Первые два типа исследования уже присутствуют в деятельности детей моей группы.

А вот исследования – путешествия по карте появились на наших занятиях познавательного цикла впервые в октябре, на них я и остановлюсь подробнее.

Главными героями Детского календаря для детей 4–5 лет стали листовички (Дубовички, Кленовички, Берёзовички). Это маленькие человечки – листочки, которые познают мир, исследуют его, творят, играют, читают вместе с ребятами. Детям эти забавные человечки очень полюбились. Много занятий у нас прошло с этими героями.

Обустраивая гостиную дома листовичков, мы впервые познакомились с графическим планом. Листовички обратились к детям с просьбой оценить разработанные ими три графических плана расстановки мебели, учитывая пожелания всех жителей дома. (Дубовичкам нравится, чтобы мебель была расставлена по стенам, Кленовички не согласны и предпочитают в комнате больше мест для спокойных игр, для конструирования и для игр, связанных с движением, Берёзовички согласны с Дубовичками. Но они хотели бы, выделить, в общей комнате, зону для чаепития).

Данный вид работы предполагал знакомство детей с понятием «графический план», его видами и требованиями к построению графического плана.

Особое внимание на занятиях было уделено обозначению мебели и других предметов на плане. А именно, все предметы на графическом плане изображены сверху, многие из них можно обозначить с помощью геометрических фигур (символов). Чтобы изображения на графическом плане были осознанными, в своей работе мы использовали мебель и предметы кукольного домика. Их легко поднять и перевернуть, легко посмотреть на них сверху.

Следующим шагом в нашей работе было размещение мебели и предметов в гостиной в соответствии с графическим планом.

Проделанная нами работа способствовала развитию у детей способностей к наглядному моделированию, путём обучения анализу взаимного расположения предметов в ограниченном (игрушечном) пространстве на основе планов разных пространственных ситуаций расстановки мебели в домике листовичков.

Графические планы дети учились не только составлять, но и «прочитывать» и в соответствии с ними расставлять мебель в домике для листовичков.

Большая разъяснительная работа была проведена и с родителями, так как игры с готовыми графическими планами расстановки мебели (являются частью большой работы по развитию у детей способности к наглядному моделированию) продолжались и дома.

На следующем занятии «Изготовление драгоценностей для листовичков» мы продолжили работу с графическим планом. Изготовив драгоценности, мы взяли их на прогулку и решили зарыть наши сокровища (клад) для листовичков в землю. Для того, чтобы не забыть то место, куда зарыли клад, решили сделать план нашего участка.

Сначала на листе бумаги изобразили всё то, что находится на участке. В качестве условных обозначений использовали знакомые детям геометрические фигуры, но разные по величине и цвету: большой коричневый прямоугольник – веранда, красный квадрат – домик-беседка, маленький красный квадрат в жёлтом квадрате – песочница, маленький голубой круг в большом голубом круге – столик со скамеечками и другие.

Все вместе мы составили графический план со схематическим изображением видимого открытого пространства участка. Все объекты графического плана расположены относительно входа на наш участок. Затем, мы на плане обозначили места, где были зарыты клады мальчиками и девочками (слева и справа от задней стенки веранды).

На некоторое время мы забываем о нашем кладе.

Но в начале декабря (8–9 декабря) на страницах Детского календаря мы обнаружили подземную карту, по которой листовички должны пробраться к своим жилищам, чтобы устроиться в них на зимовку. Это отличный повод продолжить работу с графическим планом. Я решила смоделировать игровую ситуацию: «Пробираясь к своим жилищам, листовички натолкнулись на наши клады и решили нас поблагодарить за добытые сокровища ответным кладом. Карту для поиска клада листовички приложили к письму, которое оставили в домике – беседке».

Получив карту, мы внимательно её рассмотрели. Карта листовичков была чёрно-белой с обозначением маршрута до места клада. Ребята предположили, что цвет карты, возможно, связан со временем года – сейчас зима, всё кругом белое. Поэтому ориентироваться будем только на форму объектов и их расположение. Схематические изображения (геометрические фигуры) на графическом плане напоминали объекты нашего участка. Соотнеся символы на плане с реальными объектами, мы убедились в том, что на графическом плане изображён наш участок.

Следующим шагом в изучении нашей карты было рассмотрение маршрута – своё начало маршрут брал со входа на участок, местом клада, предположительно, было место под лавочкой с левой стороны относительно веранды. Изучение маршрута показало, что на пути мы повстречаем много различных объектов.(Работа с картой позволила реализовать ряд задач – повторить ориентирование в пространстве, установить пространственные отношения между предметами, обогатить словарь детей, развивать пространственное и логическое мышление и другие.)

Заинтересованность и увлечённость, а также тщательная работа с графическим планом (картой) позволили ребятам успешно справиться с поиском клада.

Используя на своих занятиях познавательного цикла культурно-смысловой контекст – путешествия по карте, я могу сделать следующие выводы:

  • данные занятия очень органично принимаются детьми, с большим интересом и заинтересованностью;
  • они направлены на познавательное развитие детей, расширение их кругозора;
  • создают благоприятные условия для реализации развивающих задач (освоение пространственных схем и отношений, их упорядочивание).