Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «Сказочная Гжель»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Гжель, керамика


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками;
  • расширять представления детей о русских народных промыслах на примере гжельской керамики;
  • развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;
  • учить рисовать цветок, точки, сеточки, изогнутые веточки, завитки, волнистые линии при помощи примакивания и концом кисти;
  • развивать чувство формы и композиции;
  • учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, составлять из индивидуальных работ коллективную композицию.

Оборудование: Изделия гжельской керамики, одноразовые белые бумажные тарелки, синяя гуашевая краска, баночка для воды, кисточки разных размеров, демонстрационные картинки «Гжель», «посылка», д/и «Собери картинку», аудиозапись песни «Незабудковая Гжель».

Предварительная работа: Ознакомление на НОД по «Окружающему миру» через рассказ с историей возникновения этой росписи, о ее мастерах. Знакомство с иллюстрациями «Гжель».

Словарная работа: гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, фарфоровая посуда, волна, умелые мастеровые люди.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, почтальон мне передал посылку.

Угадайте, что в ней:
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)

Но приключилась со мной беда по дороге, упала моя посылка, и все в ней разбилась. Посмотрите, да горю моему помогите.

Как вы думаете, можно посуду собрать? Давайте попробуем.

Д/и «Собери посуду» (дети делятся на три группы и собирают из разрезных кусочков чашку, сахарницу, чайник).

Ввоспитатель: Посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась. А хотите мы с вами ее оживим, и она станет настоящей (дети садятся вокруг посуды на полу и закрывают глазки). Надо произнести волшебные слова: «Один, два, три, посуда, оживи» (дети открывают глаза, перед ними фарфоровая посуда, расписанная гжельской росписью).

Нравится вам такая посуда? Какая она? (воспитатель предлагает детям взять и посмотреть, погладить посуду и игрушки, рассмотреть их). А как вы думаете, почему она разбилась? (ответы детей)

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

- Вот перед вами стоит посуда: чайник, чашка, сахарница, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает? И т.д.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, как же появилась эта «Сказочная Гжель». В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от города Москва стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые да мастеровые люди. Собрались они однажды, да стали думу думать, как бы им край свой прославить, да мастерство свое показать. Думали-думали и придумали.

Нашли они в своей сторонушке глину белую, чудесную, и решили они лепить из нее разную посуду да игрушки, деткам на забаву. Эти изделия так хороши, что слава о них разлетелась белокрылой птицей по всей земле -  и не только у нас в стране, но и в заморских краях.

Пальчиковая гимнастика:

«А мы глину мнем, мнем, а мы глину месим, месим, мы глину катаем, пальчики мы разминаем».

Вылепят мастера посуду или игрушку из глины, а потом в печь на обжиг поставят, чтоб крепкой да прочной была.

А чтоб посуда да игрушки душу радовали, решили они раскрасить их синей краской. Сами они говорят, что цвет у неба попросили. Небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и решили они синеву эту на фарфор перенести. Рисовали узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек.

У каждого мастера свой узор.
Вот как про мастеров люди говорят:
«Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки-
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!»

Воспитатель: В каждое изделие мастер все свое умение вкладывал, поэтому такие красивые изделия получались.

А вы хотите попробовать стать такими мастерами? Давайте сделаем выставку из красивых тарелок. А где мы возьмем тарелки? (ответы детей) Правильно, в коробке с бросовым материалом у нас есть белые бумажные одноразовые тарелочки. А, что еще нам понадобится? (Ответы детей). Конечно, синяя и белая гуашевые краски, вода и кисти. Молодцы! Давайте приступим к работе.

Этапы выполнения работы: (Воспитатель на доске показывает элементы гжельской росписи).

1. тонкой кисточкой можно нарисовать изогнутую веточку;

2. средней кистью сделать примакивания с наклоном – получится веточка с листиками;

3. в середине тарелочки можно нарисовать круг и заполнить его точками, или сеточкой, или волнистыми линиями;

4. вокруг круга нарисовать лепестки цветка примакиванием, слегка вытягивая мазок.

Так у нас с вами получится самый любимый узор гжельских мастеров – чайная роза, которая так и называется гжельской.

(звучит песня «Незабудковая Гжель»)

Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие мастера. Ребята, когда наши тарелочки высохнут, мы их соединим вместе и сделаем большое панно для украшения нашей группы. Своими работами мы подарим радость не только себе, но и всем окружающим.

Итог

О каком промысле мы сегодня с вами говорили? Что вам больше всего понравилось? Трудно было рисовать гжельские узоры?
Когда вы придете домой посмотрите, есть ли у вас дома посуда или игрушки с такой росписью. Принесите их в д/сад, и мы с вами сделаем выставку гжели. В свободное время вместе с детьми был расписан чайный сервиз из бросового материала (бумажные стаканчики, баночка из-под йогурта, емкость от шампуня) и глины.

Список литературы

  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144 с., илл.
  2. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах. Босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. – 192 с., илл.
  3. Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – ППб.: КАРО, 2010. – 192 с.