Актуальные психолого-педагогические и методические проблемы преподавания иностранных языков

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В 2017–2018 учебном году большинство учителей английского языка имели уникальную возможность пройти обучение на курсах повышения квалификации «Совершенствование коммуникативной и методической компетенций учителей английского языка общеобразовательных организаций Московской области». В статье отражены основные аспекты данного обучения для представления на методическом объединении учителей иностранных языков в нашем образовательном учреждении тем учителям, которые по ряду причин не смогли его пройти.

1. Основные черты и особенности современного урока иностранного языка

Основная особенность современного урока иностранного языка заключается в его практической коммуникативной направленности, а именно в том, чтобы научить учащегося использовать иностранный язык как средство общения. Также имеет значение атмосфера общения, где создаются такие условия, в которых учители и ученик становятся речевыми партнерами. Как правило, на уроке решается несколько целей одновременно, единство которых имеет большое значение. Из них одна является основной с точки зрения практической значимости, остальные определяются, как задачи, помогающие ее решению.

Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.

Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.

Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока. Урок должен быть логично спланирован.

Современным является такой урок, на котором учитель выстраивает отношения с учениками так, чтобы каждый мог занять активную позицию по отношению к тому новому, что сообщает учитель, куда он ведет своих учеников, и что сам ученик «добывает», осознает, сравнивает с уже известным, обобщает и учится использовать в совместной деятельности с учениками.

2. Что способствует активизации деятельности учащихся на уроке?

Факторами, способствующими активизации деятельности учащихся на уроке, являются доброжелательная атмосфера, положительные эмоции, уважение к личности учащихся, использование интересных, личностно-значимых, проблемных и игровых ситуаций и заданий. Мотивация учащихся при выполнении каждого задания. Использование групповых форм работы на уроке. Реакции учителя на смысл высказывания ученика, побуждение учащихся к такой же реакции. Активизации речевой деятельности учащихся способствует интересный контекст общения, мотивирующий сюжет занятия, использование естественных жизненных ситуаций общения. Осознанность учащимися цели обучения, умение учителя превратить тему урока в проблему/проблемы. Обеспечение правильного чередования видов и характера деятельности на уроке, способствующего оптимальному уровню психической активности на уроке.

Наиболее эффективным способом представления нового материала я считаю создание на уроке проблемной ситуации, так как она рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса именно к новому учебному материалу.

Одним из самых продуктивных приемов запоминания считаю воздействие на эмоциональную память, так как именно «проживание» ситуаций и эмоции, связанные с этим остаются глубоко в сознании.

3. Сценарий урока. Чем он отличается от плана урока?

План урока предполагает перечисление видов учебной деятельности и типов заданий в их логической последовательности, но, как правило, не предусматривает их сюжетную связанность. В отличие от плана урока сценарий «погружает» коммуникативные задания в интересный контекст общения и предполагает создание сюжета/ сюжетов урока, приближенных к реальным (жизненным) ситуациям общения, создает смысловые связи между отдельными упражнениями и видами деятельности, что активизирует все психические процессы и способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала и развитию личности.

4. Групповое взаимодействие на уроке иностранного языка

Благодаря групповому взаимодействию все познавательные психические процессы протекают на 25% эффективнее. Такой вид взаимодействия обеспечивает многократное естественное и мотивированное повторение учебного материала. Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся. Обеспечить включенность всех учащихся в учебную деятельность при контроле выполнения определенного коммуникативного задания помогают задания на активизацию внимания, затрагивающие личный интерес или имеющие соревновательный дух для учащихся.

5. Значение игровой деятельности на уроке иностранного языка

Благодаря игровой деятельности активизируются дополнительные психические процессы, такие как воображение, внимание, память. Учащийся действует и мыслит в рамках роли, полученной в игре, и в соответствии с правилами игры. Таким образом становится задействованной и речь.

Ключевой характеристикой любой игры является ее двуплановость: одновременное существование реального и условного (воображаемого, собственно игрового) планов. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Если учащиеся слишком увлечены игровой стороной дела,  западает ее реальный – учебный элемент. Очевидность и однозначность реальных, учебных задач в игре также лишает ее собственно игровой природы.

Любая  дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи. Игровая – это задача, которую решает играющий в ходе игры, т.е. выполнение определенных игровых действий. Учебная – это задача, которую ставит преподаватель. Разлад дидактической игры часто происходит из-за того, что недостаточно эффектно оформлен именно воображаемый план игры. Если сам учитель остается в реальном плане и не входит в игровую ситуацию, это может помешать ученикам погрузиться в стихию игры.

Чтобы языковая игра превратилась в подлинное сотворчество учителя и учащихся, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Игровая деятельность должна быть мотивированна, т.е. учащиеся должны испытывать потребность в игре.
  • Учебная игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников.
  • Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания. Большую роль в этом играет учитель, ему необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья, самочувствие каждого из участников игры.
  • Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для участников, а игровое действие – завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность.
  • Игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Оно должно обеспечивать возможность учащимся принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.

Критерии анализа языковой игры:

  • Достигнута ли цель игры? Была ли она четко сформулирована?
  • Соответствуют ли разработанные дидактические материалы цели игры, а также возрастным особенностям и уровню языковой подготовки учащихся? Каков эстетический уровень использованных дидактических материалов?
  • Удобно ли было учащимся пользоваться дидактическими материалами?
  • Четко ли были сформулированы правила игры, ее формат и критерии определения победителя/ей?
  • Соответствует ли форма группового взаимодействия цели и содержанию игры?
  • Каковы психолого-педагогические результаты игры (повысилась ли мотивация, интерес к предмету, вовлеченность учащихся в учебный процесс, понимание тренируемого языкового материала и владение им, сплоченность группы и другие результаты)?
  • Авторские находки, активизация творческого потенциала учителя и учащихся, эффективность разработанной языковой игры.
  • Возможность использования формата этой игры для создания других языковых явлений.

6. Критерии анализа урока

Критерии

Содержание критериев

Профессиональные компетенции
(в области трудовой предметной деятельности)

  • Свободное владение иностранным языком и проведение урока на иностранном языке.
  • Методическая грамотность построения урока.
  • Реализация поставленных целей урока и их соответствие конечным целям обучения учащихся на данном этапе.
  •  Адекватность отбора учебного материала и методических приемов поставленным целям, уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся.
  • Интеллектуальный и социокультурный уровень контекста урока, его соответствие задачам курса обучения и интересам учащихся.
  • Логичность и вариативность видов учебной деятельности и смены коммуникативных заданий.
  • Формирование метапредметных умений, эффективное использование ИКТ.
  • Авторские находки, наиболее эффективные приемы, импровизация.

Общепрофессиональные
компетенции

  • Управление взаимодействием учащихся, грамотное использование индивидуальных и групповых форм работы.
  • Обеспечение мотивированности учебных действий учащихся.
  • Обеспечение активности (включенности) каждого ученика в учебную деятельность на протяжении всего урока.
  • Обеспечение комфортной психологической атмосферы на уроке.
  • Умение выстраивать равнопартнерские отношения с учениками.
  • Умение слушать и слышать учащихся.
  • Умение реагировать на смысл высказывания учащихся.
  • Умение осуществлять контроль учебной деятельности и результатов обучения в течение урока.

Общекультурные
компетенции

  • Включение социокультурного компонента в контекст общения и коммуникативных заданий.
  • Интеллектуальный уровень заданий и контекста общения, отвечающего интересам и возрастным особенностям учащихся.
  •  Педагогический артистизм (голос, пластика, степень воздействия на учащихся).
  • Творческий характер заданий.
  • Умение активизировать творческий потенциал учащихся.
  • Образ преподавателя (внешность, одежда, манера держаться, индивидуальность стиля).

Профессиональная рефлексия (самоанализ урока)

  • Умение методически и психологически грамотно анализировать проведенный урок.
  • Адекватность профессиональной самооценки.
  • Владение психолого-педагогической терминологией.

Приложение

Библиографический список

  1. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2016/09/11/sovremennyy-urok-inostrannogo-yazyka-na-primere
  2. https://infourok.ru/metodi-i-formi-raboti-pri-obyasnenii-novogo-materiala-v-ramkah-fgos-920186.html
  3. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/03/28/sovremennye-podkhody-k-analizu-uroka