Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
К таким умениям относятся:
- основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
- обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
- критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
- задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
- регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
- главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
Ниже приводятся примеры учебных заданий для 2 класса с метапредметным компонентом и спецификация.
Математика. 2 класс
1. В таблице указано число попаданий молнии в деревья разных пород в ста случаях. Например, из ста случаев попаданий молнии в деревья 6 раз она попадает в сосну.
Название дерева |
Число попаданий молний |
Берёза бородавчатая |
0 |
Сосна обыкновенная |
6 |
Липа мелколистная |
2 |
Дуб черешчатый |
54 |
Бук лесной |
3 |
Ель обыкновенная |
10 |
Тополь черный |
24 |
Акация белая |
1 |
В какие деревья молния попадала чаще всего, в какие – реже всего?
На сколько попаданий меньше в сосну, чем в тополь?
Сколько всего попаданий в хвойные деревья?
2. Выбери подходящие единицы величин, чтобы закончить предложения.
- Площадь комнаты – 20 …
- Площадь поверхности стола – 42 …
- Длина беговой дорожки – 100 …
- Площадь альбомного листа – 6 …
- Площадь кухни – 11 …
- Высота столба – 5 …
3. У Мальвины в кладовой стоят банки с вареньем. Артемон решил их пересчитать. Банку объемом 3 литра он обозначил , а банку объемом 2 литра - . У него получился список:
- клубничное -
- яблочное -
- земляничное -
- вишневое -
Используя полученный список, заполни таблицу
Количество литров варенья |
||||
Вид варенья |
клубничное |
земляничное |
яблочное |
вишневое |
Количество, л |
|
|
|
|
Русский язык. 2 класс
4. Этот текст не озаглавлен и не имеет начала – первого абзаца. Придумай начало текста. Озаглавь текст. Запиши первый абзац.
Оля открыла глаза и начала искать ребят. Миша прятался за деревом, и Оля быстро нашла его. Светин бант выглядывал из-за куста крыжовника. И только маленького Павлика нигде не было видно.
Ребята искали его уже все вместе. Им помогал Полкан, собака Оли. Полкан нашел Павлика. Павлик спрятался в будке Полкана и уснул.
5. На уроке русского языка учитель дал задание прочитать слова и отметить лишнее слово. Объясни, по какому признаку это слово можно считать лишним.
- колобок
- лимон
- пончик
Закончи предложение:
Это слово лишнее, так как ________________________ .
Окружающий мир. 2 класс
6. Река Волга берет свое начало недалеко от Твери, а впадает в Каспийское море. Зная это, обозначь стрелкой движение водного потока Волги. Отметь и подпиши исток и устье реки.
7. Какие ошибки допущены? Отметь культуры, которые попали не в свои группы.