Введение
Актуальность исследования. Одним из направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования. Планируемые результаты отражают системно-деятельностный подход и представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планирование результатов начального образования в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык. Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.
Речевое развитие младших школьников – одна из актуальных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, так как это ведет к языковому и речевому развитию школьников, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя существительное», Характер, глубина и объем сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием [3, с. 67] .
Речь развивается в непосредственной связи с накоплением словарного запаса, овладением структурными типами словосочетаний и предложений. Эти единицы служат одновременно материалом и продуктом связной речи. При изучении частей речи ученик должен осознавать, какими языковым богатством он овладевает для того, чтобы выразить свои мысли.
Особую роль в языковом образовании младших школьников играет последовательное изучение темы «Имя существительное». Как показывают современные исследования речи учащихся начальных классов, имя существительное является преимущественно употребляемым в речи (от 37, 7 до 60%) и их употребления в речи младших школьников, являются в основном конкретными, реже встречаются вещественные, малую долю составляют абстрактные. Эти данные свидетельствуют о том, что изучение имени существительного с грамматических позиций представляет определенную трудность для младших школьников, так как для полноценной характеристики слова как морфологической единицы необходимо отвлечься от его конкретного лексического значения, увидеть в нем общее категориальное значение предмета, признака, выраженное в особенностях его парадигмы. Сложность заключается еще и в том, что еще до изучения языка в школе ребенок получил житейское, донаучное представление о том, что такое предмет, признак или действие. Поэтому, при изучении частей речи в начальной школе перед учителем начальных классов встает задача – вооружить детей способами содержательного анализа грамматических значений. Эта задача должна быть, кроме того, подчинена основной цели обучения языку в школе - развитию речи учащихся.
Имя существительное было объектом изучения многих ученых, как русских, так и зарубежных. В отечественной лингвистике этой проблемой занимались такие филологи как В.В.Виноградов, А.М.Пешковский, В.А.Белошапкова и многие другие. [4, 176]
Анализ научной литературы позволяет выявить проблему исследования, которая заключается в изучении методов формирования понятия «имя существительное» у младших школьников.
Цель исследования: систематизировать и обобщить методы формирования понятия «имя существительное» в начальных классах.
Объект исследования: формирование первоначального представления об имени существительном у младших школьников.
Предмет исследования: понятие «имя существительное» на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «имя существительное»;
- выявить особенности формирования понятия «имя существительное» в начальной школе;
- изучить методы и подходы к формированию первоначального представления об имени существительном у младших школьников;
- проанализировать современные УМК;
- выявить наиболее эффективные учебники для развития коммуникативного УУД у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников и литературы по теме исследования; диагностические методы (анализ программ, изучение учебников по русскому языку для начальной школы).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы понятия «имя существительное» на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Содержание понятия «имя существительное». Его разряды
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая его в категориях рода и одушевленности и неодушевленности, а также в словоизменительным категориях числа и падежа и выступающая в предложении чаще в функции подлежащего и дополнения [9, 39]
К основным признакам имени существительного относятся:
А) Общее грамматическое значение.
Это значение предметности, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что?
Примеры: весна, школа, отдых, учеба.
Б) Морфологические признаки: род, число, падеж.
Имена существительное:
1.Принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам (океан, река, море).
2.Изменяются по числам (океан – океаны, река – реки, море – моря).
3.Изменются по падежам (океан – океана, океану, океаном и т.д.).
Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа.
В) Синтаксические признаки.
1. В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями.
2. Существительное часто зависит от глагола и ставится при нем в определенном падеже.
Обидеть друга (В.п.), подружиться с другом (Т.п.), попросить у друга (Р.п.)
3. Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже.
По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:
- Нарицательные существительные называют класс однородных предметов (стол, мальчик, птица, зима)
- Собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озер (географические названия), названия книг и т.п. (Александр, Россия, Волга, Байкал, «Капитанская дочка»).
По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:
1. Конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).
Например: стол (столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы).
2. Вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму единственного или множественного числа; не сочетаются с количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).
Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха).
3. Отвлеченные – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или множественное число, не сочетаются с количественными числительными).
Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот).
4. Собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).
Например: молодёжь, студенчество (нет множественного числа, хотя обозначают множество).
По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:
- Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто?
Например: отец, мать, собака, попугай, птица.
- Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?
Например: страна, камень, дом, снег, окно.
1.2. Морфологические категории имен существительных
Система морфологических категорий существительного включает род, число и падеж, которые непосредственно связаны с категориальным значением имени существительного и служат грамматическим средством выражения предметности.
Формы единственного числа могут совмещать все три грамматических значения существительного: картина (ж. р., в И. п., в ед. ч.), картину (ж. р., в В. п., в ед. ч.).
Формы множественного числа способны выражать лишь значения падежа и числа, значений рода не имеют: картинами (в Т. п., во мн. ч.), а картин (в Р. п., во мн. ч.). Род и число связаны в своём проявлении, а вот значения числа и падежа могут реализовываться независимо.
Категория рода является главным средством выражения предметности. Кроме того, категория рода определяет важнейшие структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного с согласуемыми с ним прилагательными и глаголами. Во всех возможных формах единственного числа имя существительное относится к одному роду, т. к. род — это постоянный признак всей лексемы, а не отдельной словоформы. Так, существительное страна во всех своих формах женского рода, дом — мужского, яблоко — среднего. По родам существительные классифицируются, но не изменяются.
Категория падежа — синтаксическая категория, т. к. при изменении существительного по падежам выбор той или иной падежной формы зависит от главного слова в словосочетании: читать стихи, читать друзьям, читать у открытого окна.
Категория числа, как и род имени существительного, относится к несинтаксическим категориям. Употребление форм единственного или множественного числа в словосочетании не зависит от главного слова: пригласи друга и пригласи друзей, возьми сумку и возьми сумки. Грамматически правильны оба варианта. Выбор формы числа зависит от того, сколько предметов охвачено действием.
Система падежных форм образует парадигму склонения. Разряды существительных, имеющие одинаковые падежные окончания, называют типами склонения. Типы склонения строго противопоставляются только в формах единственного числа. Формы множественного числа разных типов склонений в процессе развития языка унифицируются (Табл. 1).
|
I |
II |
III |
Мн. ч. |
страны |
поля |
ночи |
Д. п. |
странам |
полям |
ночам |
Т. п. |
странами |
полями |
ночами |
П. п. |
(о) странах |
(о) полях |
(о) ночах |
Табл. 1. Унифицирование форм множественного числа имен существительных
Продуктивные типы склонения существительных
Основу современной системы склонения имени существительного составляют существительные трёх продуктивных типов склонения.
I тип склонения
Относятся существительные мужского, женского и общего рода, имеющие в И. п. ед. числа окончания -а, (-я):
- стена
- земля
- задира
- юноша
II тип склонения
Относятся существительные среднего рода с окончанием -о, -е в И. п. ед. числа и существительные мужского рода с основой на твёрдый и мягкий согласный с нулевым окончанием в И. п. ед. числа:
- яблоко
- оружие
- маякØ
- карандашØ
III тип склонения
Относятся существительные женского рода с основой на мягкий согласный с нулевым окончанием в И. п. ед. числа:
- дочьØ
- ночьØ
- карусельØ
- метельØ
Нумерация типов склонения условна и не имеет принципиального значения. В школьных учебниках (Гвоздева А.Н. и Леканта П.А.) отражена данная точка зрения. В «Грамматике — 80», в энциклопедии «Русский язык», в учебниках Шанского Н.М. и Тихонова А.Н., Галкиной-Федорук Е.М. к I типу склонения относятся существительные мужского и среднего рода. Аргументация — их больше в количественном отношении.
В I и II типах склонения в зависимости от характера основы выделяется твёрдая и мягкая разновидности.
Разновидность |
I скл. |
II скл. |
твёрдая |
вода, трава |
окно, село |
мягкая |
земля, армия |
поле, море |
Частную парадигму падежа составляют формы всех 6 падежей, но в зависимости от слова она может быть разной.
|
I скл., ж. р. |
II скл., м. р. |
II скл., ср. р. |
III скл. |
|
(станция, |
(санаторий, |
(собрание, |
(ночь, |
Р. п. |
-и |
— |
— |
-и |
Д. п. |
-и |
— |
— |
-и |
П. п. |
-и |
-и |
-и |
-и |
В современном русском языке существуют непродуктивные типы склонения существительных. К ним относятся:
I. Адъективное склонение
По адъективному склонению изменяются существительные, имеющие в форме И. п. ед. числа окончания, характерные для форм И. п. ед. числа прилагательных адъективного склонения: -ой, -ий (-ый) у существительных м. р., -ая (-яя) у существительных ж. р., -ое (-ее) у существительных ср. р., -ие (-ые) у существительных pluralia tantum:военный, прихожая, рулевой, подлежащее, животное,отпускные, суточные.
падеж |
мужской род |
средний род |
И. п. |
выходной |
подлежащее |
Р. п. |
выходного |
подлежащего |
Д. п. |
выходному |
подлежащему |
В. п. |
выходной |
подлежащее |
Т. п. |
выходным |
подлежащим |
П. п. |
(о) выходном |
(о) подлежащем |
падеж |
мужской род |
средний род |
И. п. |
двугривенные |
животные |
Р. п. |
двугривенных |
животных |
Д. п. |
двугривенным |
животным |
В. п. |
двугривенные |
животных |
Т. п. |
двугривенными |
животными |
П. п. |
(о) двугривенных |
(о) животных |
II. Разносклоняемые существительные — существительные, имеющие окончания разных типов склонения. К разносклоняемым существительным относят:
- — десять существительных среднего рода на -мя;
- — существительное мужского рода путь;
- — существительное среднего рода дитя.
Падеж |
Окончание |
Знамя |
Путь |
Р. п. |
-и |
знамени |
пути |
Д. п. |
-и (по III типу скл.) |
знамени |
пути |
Т. п. |
-ем (по II типу скл.) |
знаменем |
путём |
П. п. |
-и |
(о) знамени |
(о) пути |
III. Несклоняемые существительные
По «Грамматике — 80», несклоняемые существительные образуют особое нулевое склонение. Парадигма нулевого склонения состоит из омонимичных форм с нулевой флексией, такие слова не имеют форм рода,числа и падежа, но имеют значение, которое выражается синтагматически. Например: кофе, какао, пианино, портмоне, Паганини, Гейне, Живаго, Боярских, Орловских (фамилии на -ых, -их) Сочи, Сухуми, завкафедрой, МГУ, ГИБДД.
IV. Смешанное склонение — сюда относятся русские фамилии с суффиксами -ов, -ин, по происхождению являющиеся притяжательными прилагательными, а также названия населённых пунктов на -ов, -инили -ово, -ино. [18, 539-578]
Падеж |
Фамилия |
Географическое название |
Т. п. |
Калининым |
Калинином |
1.3. Особенности формирования понятия «имя существительное» в начальной школе
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные группы [13, 154].
Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определённую последовательность изучения грамматических признаков и обобщённого лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников [6, 205].
Задачи изучения имен существительных в 1-4 классах:
1) формирование грамматического понятия «имя существительное»;
2) овладение умением различать по вопросу одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (без термина);
3) формирования умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;
4) ознакомление с родом имен существительных, употребление существительных с шипящими на конце;
5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных;
7) обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи ( в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных – ознакомление с синонимами и антонимами);
8) овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения.
Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определённых этапах работы по теме уделяется большое внимание одной из задач. Так, например, в 1 и 2 классах в центре – усвоение признаков имен существительных, как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в 3 – 4 классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. Но это не означает разрыва в работе над правописанием существительных как части речи и правописанием окончаний. Напротив, работа в 1 и 2 классах над грамматическими признаками существительных создает основу теоретических знаний для сознательного формирования навыка правописания. А при формировании навыка правописания падежных окончаний в 3 и 4 классах постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже имен существительных.
Третья и четвёртая задачи (развитие речи и мышление учащихся) решается в течение всех лет обучения. Весь процесс изучения грамматического материала и выработки орфографических навыков направлен на обогащение словаря учащихся, на развитие навыков связной речи и мыслительных способностей.
Имя существительное как часть речи характеризуется определённым лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, шкаф), живые существа (мама, лётчик, повар), явления природы (метель, ливень, буря), события (праздник), качества (доброта, смелость), действия (переход, ходьба), состояние (сон, радость) и т.д.
Смысловые и грамматические признаки имен существительных довольно сложны, а потому постепенно в процессе выполнения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительном как части речи.
Выводы по I главе
Лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики». Следовательно, внимание учителя должно быть направлено на осознание учащимися общности в языке определённых групп слов, их роли в общении людей. В качестве ведущего лингвометодического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. Работа на уроках носит практическую направленность и включает лишь элементарные обобщения.
Список использованной литературы
1.Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. – Рн/Д.: Феникс, 2002. – 320 с.
2.Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Академия, 2010. – 448 с.
3.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.1 класс. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 144 с.
4.Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - Изд.4-е. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
5.Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка и математики - Саранск: МГУ имени Н.П. Огарёва - 1990 - С. 1-3, 6-8.
6.Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е. Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2007 - 304 с.
7. Имя существительное в начальной школе. Газета «Начальная школа». – 1996. - №42; - 1997. - №1,8.
8.Коваль А.П. Наглядность на уроках русского языка в начальных классах. – 1986. “Наглядность при изучении темы “Части речи”.
9.Львов М.Р. Горецкий В.П. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в младших классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений и колледжей. - М.: Академия, 2000. - 464 с.
10.Ладыженская Т.А. Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. - М.: Просвещение, 1992.
11.Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний и умений учащихся по русскому языку: 4 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 112 с.
12.Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
13.Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А.Быстровой. - М.: Дрофа, 2004 - 240 с.
14.Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
15.Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. М.С.Соловейчик. - Изд.3-е. - М.: Академия, 1997. - 383 с.
16.Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. - 9-е изд. - М.: Асирис-пресс, 2007.
17.Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И.Дибровой. М., 1995.
18. Русская грамматика: научные труды. В 2-х тт. / Брызгунова Е.А., Габучан К.В. (ред.). — М.: Институт русского языка имени В.В.Виноградова, 2005. — 539-578 с.
19. «Русский язык» 2 класс, 3 класс, 4 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2014 г.