Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 «А» класса «Юный географ-исследователь» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО МОУ «СОШ №9»;
- Авторской программой внеурочной деятельности Аксеновой М.Ю., Храмовой Е.В. «Я – географ – следопыт». – Аксенова М.Ю. Внеурочная деятельность по географии. 5-6 классы (Текст): сборник программ /М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014 г. и базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №9» на освоение программы внеурочной деятельности «Юный географ-исследователь» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Внеурочная деятельность по данной программе осуществляется в форме школьного научного общества «Клуб географов – исследователей». Данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
Программа внеурочной деятельности содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Планируемые результаты освоения
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
- проводить наблюдения за природными объектами;
- элементарным практическим умениям использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- правилам поведения в природе;
- оценке текущей метеорологической, фенологической и экологической обстановки;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- строить простые планы местности;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- описывать погоду своей местности;
- основным навыкам нахождения, использования и презентации географической информации;
- объяснять значение ключевых понятий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сформировать представления о географических исследованиях, их роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- сформировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
- овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по трем уровням.
Первый уровень результатов (получение школьниками социально-значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, геолог, фенолог, сейсмолог, метеоролог, гидробиолог).
Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками.
Формы подведения итогов и реализации программы:
- занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление географических карт);
- индивидуальное моделирование и конструирование;
- анализ источников информации;
- подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Основное содержание программы внеурочной деятельности
Введение - 1 ч
Введение. Школа юного географа - исследователя. Географические исследования – приемы, модели, приборы от древности до наших дней. Методы географии и значение науки в жизни людей.
Земля — планета Солнечной системы - 3 ч
Земля — планета Солнечной системы. Наблюдения за положением и высотой Солнца. Годовое движение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг своей оси. Определение последствий вращения Земли. Разница во времени на территории России. Вычисление времени в разных частях страны (решение задач).
Географ – путешественник. История географических открытий – 4 ч
Почувствуем себя древними путешественниками. Основные этапы познания поверхности планеты. Географические путешествия и открытия. Сравниваем маршруты путешествий.
Современная география. Составление справочника «Великие путешественники».
Географ – топограф. Изображение земной поверхности на плане - 7 ч
Изображение местности первыми людьми. Понятие о плане местности. Топографические карты. Условные знаки плана. Создаём игру «Топографическое домино». Мини-проект: «Необитаемый остров в подарок».
Масштабы плана. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Определение расстояний на плане. Определение средней дины своего шага.
Стороны горизонта на местности и на плане. Ориентирование в пространстве и на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Определение направлений. Азимут. Компас. Осваиваем моделирование! Создаём модель компаса.
Почувствуйте себя геодезистами. Относительная и абсолютная высота точки местности
Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Построение холма.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Полярная и маршрутная съемки. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Географ-картограф. Географическая карта – 6 ч
Глобус - модель Земли. Сравнение формы глобуса и Земли. Измерение окружности по глобусу.
Многообразие географических карт. Легенда карты. Картография. Значение карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Материки и океаны.
Определение объектов по их географическим координатам. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Политическая карта мира. Государства на карте мира. Учимся работать со статистическими данными. Достопримечательности отдельных стран мира. Групповой проект «Путешествие по странам мира» (создание презентации).
Природа Земли - 13 ч
Географ-геолог. Путешествие к центру Земли. Ядро, мантия, земная кора. Строим свою модель Земли (практическое занятие).
Географ - минералог. Коллекционирование. Коллекция горных пород и минералов (практическое занятие). Горные породы своей местности. Создание презентации «Человек и мир камня».
Географ – сейсмолог. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит.
Огненное кольцо. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит. Осваиваем метод моделирования. Изготовление модели вулкана.
Географ – синоптик. Воздушная одежда Земли.
Атмосферное давление, опыты по определению и измерению атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра (моделирование).
Суточный и годовой ход температуры воздуха. Анализ графика хода температур.
Ветер. Построение и анализ «розы ветров». Определение направление ветра.
Наблюдения за погодой. Читаем карту погоды. Народные приметы о погоде.
Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями. Изготовление «Календаря погоды».
Географ-гидролог. Исследования глубин океана. Создание шкалы «Глубины Океана».
Природные зоны Земли. Описание природных зон. Создание коллажа каждой природной зоны.
Итоговый проект «Географические рекорды Земли».
Календарно-тематический план занятий внеурочной деятельности «Юный географ-исследователь» для 5 класса на 2019 – 2020 учебный год
Номера уроков |
№ урока |
Тема урока |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение - 1 ч |
||||
1. |
1 |
Введение. Географические исследования – приемы, модели, приборы от древности до наших дней. |
|
|
Земля — планета Солнечной системы - 3 ч |
||||
2. |
1 |
Земля — планета Солнечной системы. Наблюдения за положением и высотой Солнца. |
|
|
3. |
2 |
Вращение Земли. Определение последствий вращения Земли. |
|
|
4. |
3 |
Разница во времени на территории России. Вычисление времени в разных частях страны. |
|
|
Географ-путешественник. История географических открытий - 4 ч |
||||
5. |
1 |
Основные этапы познания поверхности планеты. |
|
|
6. |
2 |
Географические путешествия и открытия. |
|
|
7. |
3 |
Сравниваем маршруты путешествий. |
|
|
8. |
4 |
Составление справочника «Великие путешественники». |
|
|
Географ-топограф. Изображение земной поверхности на плане - 7 ч |
||||
9. |
1 |
План местности. Условные знаки. Создаём игру «Топографическое домино». |
|
|
10. |
2 |
Мини-проект: «Необитаемый остров в подарок». |
|
|
11. |
3 |
Масштабы плана. Определение расстояний на плане. Определение средней дины своего шага. |
|
|
12. |
4 |
Стороны горизонта на местности и на плане. Способы ориентирования. Определение направлений. Движение по азимуту. |
|
|
13. |
5 |
Компас. Создаём модель компаса. |
|
|
14. |
6 |
Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Построение холма. |
|
|
15. |
7 |
Способы съемки плана местности. Определение местонахождения своей школы. |
|
|
Географ-картограф. Географическая карта – 6 ч |
||||
16. |
1 |
Модель Земли – глобус. Измерение окружности по глобусу. |
|
|
17. |
2 |
Многообразие географических карт. Изучаем физическую карту полушарий. |
|
|
18. |
3 |
Определение объектов по их географическим координатам. |
|
|
19. |
4 |
Государства на карте мира. Учимся работать со статистическими данными. |
|
|
20. |
5 |
Достопримечательности отдельных стран мира. |
|
|
21. |
6 |
Групповой проект «Путешествие по странам мира». |
|
|
Природа Земли - 13 ч |
||||
22. |
1 |
Путешествие к центру Земли. Строим свою модель Земли. |
|
|
23. |
2 |
Коллекционирование. Изучаем коллекции горных пород и минералов |
|
|
24. |
3 |
Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит. |
|
|
25. |
4 |
Вулканы. Огненное кольцо. Изготовление модели вулкана. |
|
|
26. |
5 |
Воздушная одежда Земли. Атмосферное давление, опыты по определению и измерению атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра |
|
|
27. |
6 |
Суточный и годовой ход температуры воздуха. Анализ графика хода температур. |
|
|
28. |
7 |
Ветер. Построение и анализ «розы ветров». Определение направление ветра. |
|
|
29. |
8 |
Наблюдения за погодой. Читаем карту погоды. |
|
|
30. |
9 |
Изготовление «Календаря погоды». |
|
|
31. |
10 |
Исследования глубин океана. Создание шкалы «Глубины Океана». |
|
|
32. |
11 |
Природные зоны Земли. |
|
|
33. |
12 |
Создание коллажа природной зоны. |
|
|
34. |
13 |
Итоговый проект «Географические рекорды Земли». |
|
|
Итого |
часов |
|
||
по программе |
34 |
|
||
выполнено |
|
|