Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М.Монталь
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.
По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11-12% детей.
Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, т.е. которые проявляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, т.е. те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.
Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей. Безусловно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Работая по этой теме самообразования, я ставлю для себя следующие вопросы:
- Здоровый образ жизни.
- Правила гигиены.
- Режим дня.
- Охрана и укрепление здоровья.
- Правила дорожной безопасности.
- Безопасного поведения на улице и в быту, на водоёмах.
- Противопожарная безопасность.
Начиная с первого класса, стараюсь выполнять все перечисленные пункты. У некоторых детей первого класса адаптационный период протекает тяжело и может сказаться на их нервно-психическом здоровье. Я вместе с родителями создаю для детей чуткую и внимательную обстановку доброжелательности, т.е. всё то,что принято называть нормальным психологическим климатом. Важно сохранить его в общении взрослых и детей. Это вместе с режимом, допустимыми умственными и эмоциональными нагрузками как нельзя лучше соответствует требованиям психогигиены, предупреждает нервно-психические срывы. В первом классе на уроках через каждые 10-15 минут провожу физкультурные паузы в игровой форме. На переменах организовываем подвижные игры. В зимнее время вместе с родителями организовано ходим на лыжах (лыжная база), посещаем бассейн. В конце первого класса провели открытое внеклассное мероприятие «Слагаемые здоровья», где ребята показали свои знания по гигиене, по режиму дня, по физкультуре и спорте. Два года были активными участниками «Братской лыжни», принимали участие в общегородском кроссе. Провели открытый спортивный праздник, посвященный «защитнику Отечества», где ребята показали свою физическую подготовку: решительность, смелость, ловкость.
Чтобы воспитать здоровое поколение, нужно поставить работу в школе и в классе так, чтобы каждый ребёнок занимался физкультурой и спортом. Традицией каждой школы является 2 раза в год (осень и весна) проводить «День здоровья» В этот день можно организовать с детьми спортивные эстафеты, туристические походы и т.д. Но этого недостаточно. Нужно привлекать сюда и родителей. Чтобы традиционно стало проведение эстафет «Папа, мама и я – спортивная семья», занятия плаванием в бассейне по выходным, лыжные прогулки, посещение катка. Чтобы родители были заинтересованы здоровьем своего ребенка, записывали его в спортивные секции при «Дворцах спорта». И в конце хочется подчеркнуть, что ребята моего класса реже болеют по сравнению с другими.