Концертный хоровой коллектив в каждом классе – мечты или реальность?

Разделы: Музыка, Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: вокально-хоровая деятельность


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Хоровое пение - достаточно эффективная, доступная и плодотворная форма музыкального воспитания. Школьный хоровой коллектив состоит из детей-школьников. Школьники, желающие петь в хоре, разнятся по степени музыкальной одарённости: одни дети обладают ею от рождения, другие - не имеют выраженных музыкальных способностей. Как же выявить этот нераскрытый потенциал? Как побудить ребенка к творчеству? Как превратить в полноценного артиста школьного хорового коллектива?

«Учить музыке надо всех» - считала Анна Дмитриевна Артоболевская. «Нет или почти нет абсолютно неодаренных детей. Каждого ребенка природа чем-то одарила. Учить надо всех и потому, что в развитии и становлении ребенка очень часто случается неожиданное, и трудно предсказать, как разовьются в человеке его способности. А то, что они есть в каждом, - несомненно» [1, стр.10]. «В итоге моих наблюдений - за всю мою жизнь, - писала Анна Даниловна, - я убедилась, что у нас в стране неизмеримо больше талантов, чем мы знаем, чем всплывает на поверхность. Чаще они гаснут в неизвестности, так как некому поднять и вырастить первые драгоценные семена. А сколько, я уверена, гибнет нераскрытых, неразгаданных талантов...» [1, стр. 10]. То, о чем писала Артоболевская - и есть тот «непроявленный», дремлющий творческий потенциал общества - так необходимый нам сегодня.

Хоровое пение – самая доступная форма музицирования. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым может каждый ребёнок. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д.Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце»[8, стр. 16]. Приоритетное место певческого искусства в музыкальной культуре прошлого и современного определяется следующими свойствами: общедоступностью, массовостью, народностью, а также говорит об общественном и личностно значимом характере.

При правильно организованной работе хорового коллектива, при развитом соуправлении его участников создаются условия для развития у них определенных норм поведения, культуры общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу. Все эти и многие другие качества активизируются и формируются именно в коллективных занятиях. Значимость совместной деятельности, общность цели, зависимость каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора влияет на интенсивность развития способностей и качеств личности обучающихся.

Национальным достоянием России издревле была вокально-хоровая культура. Ныне на уроках музыки мало уделяется внимания хоровому пению и не решается основная задача вокальной работы – постановка голоса. А если пение и имеет место на уроке, то оно проходит на уровне массового пения без учета правил вокальной техники. Такое пение пагубно для физического и психического здоровья детей. При достаточно длительном таком исполнительстве голоса поющих детей портятся. Искажается представление о хоровом искусстве, которое превращается для школьников в фактор стресса. Пение непоставленным голосом не приводит к развитию тех личностных качеств обучающихся, о которых говорилось выше, а, напротив, способствует разрушению певческих способностей и формирует отрицательное отношение к урокам музыки. Из такого кризисного состояния можно выйти путем активизации хорового пения во внеклассной работе и системе дополнительного образования.

Тема создания хоровых коллективов в детских общеобразовательных учреждениях сегодня весьма актуальна. 15 февраля 2013 года начался новый этап в развитии хорового искусства России. В этот день в здании Центрального музея «Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И.Глинки» состоялось учредительное собрание вновь возрожденного Всероссийского хорового общества. Собранию предшествовала большая подготовительная работа: несколько слушаний в Общественной палате России, формирование инициативной группы по созданию общественной организации, совещания с вице-премьером Правительства России Ольгой Юрьевной Голодец с первых шагов поддержавшей идею возрождения Всероссийского хорового общества.

В настоящее время Всероссийское хоровое общество уже имеет свои филиалы практически во всех регионах страны, его членами стали известные деятели хорового искусства и многие именитые творческие коллективы. Разработана концепция сохранения и развития хорового искусства в Российской Федерации. В связи с этим хоры создаются в каждой школе города Ханты-Мансийска. Это радует.

Говоря о ресурсах, необходимых для функционирования хорового коллектива, необходимо рассматривать прежде всего человеческие ресурсы. Человеческие ресурсы – школьники. Работая в общеобразовательной школе, иметь недостаток в этом ресурсе просто невозможно. Досконально разработанная школой дополнительная общеобразовательная программа «Хор для всех» [4, стр.2-27] с её концепцией позволяют работать с заинтересованным ребёнком любой степени музыкальной одарённости. Для создания певческого коллектива нет необходимости проводить отбор детей для участия в нем. Ребёнок с абсолютным слухом, может оказаться невосприимчивым к некоторым музыкальным отношениям, или будет лишён задатков хорошего вкуса. Зато ученик с не обнаружившимся сразу слухом, со временем может проявить глубокий, серьёзный интерес к музыке, потому к подбору детей в хор следует относиться просто: принимать в коллектив всех желающих. Не существует детей неталантливых, таких, кого не стоит учить музыке.

Так, четыре года назад, был начат эксперимент в обычном втором классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» города Ханты-Мансийска призывом: «Дети, отныне всем классом будем петь!», цель которого – создание полноценного, в профессиональном отношении, певческого коллектива, из числа обучающихся, изначально не имеющих выраженной музыкальной одарённости.

Успех в реализации эксперимента напямую зависит от методики репетиционно-исполнительского процесса с хором и понимания хороведческих проблем. При этом немаловажную роль играет последовательность действий дирижера, при которой занятия, особенно на первом этапе, должны быть подчинены главной цели: увлечь и зажечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать, прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников. Как заразить ребёнка своей страстью? «Гореть и метаться должен человек, пока найдет себя и сумеет передать свое звучание другим» - писала Артоболевская [1, стр.11]. Мастерство самого хормейстера непосредственно в работе одновременно с разными по степени музыкальной одарённости детьми - здесь всё непросто. Относиться к этому разделу своей деятельности следует строго и ответственно. Но это того стоит! Посеянные терпением и трудом руководителя семена детского творчества со временем дадут правильные всходы в виде талантливого, разносторонне развитого, заинтересованного в постоянном развитии молодого человека.

Результаты деятельности с детским хоровым коллективом подтверждают педагогические установки в полной мере. С 2011 по 2015 годы все этапы реализации плана по созданию концертного хорового коллектива на базе одного класса успешно преодолены:

  • Изучена и проанализирована психолого-педагогическая, учебно-методическая литература по проблеме формирования исполнительских навыков школьного хорового коллектива, состоящего из обучающихся не имеющих выраженных музыкальных способностей;
  • Проведен анализ имеющихся условий и результаты работы школы в данном направлении;
  • Определены возможности, необходимые ресурсы для реализации проекта, найдены методические подходы совершенствования преподавания хоровой дисциплины;
  • Создана нормативно-правовая база по вопросу организации и подготовки технологических подходов к реализации программы (разработка концепции, системы, поиска дидактических средств);
  • Появление инициативы у школьников и их родителей работать в данном направлении;
  • Разработана технология формирования исполнительских навыков школьного хорового коллектива, состоящего из разных по степени музыкальной одарённости детей на основании диагностики на разных этапах развития у детей метро-ритмических способностей;
  • Апробированы педагогические условия развития музыкальной одарённости обучающегося хорового коллектива в процессе концертно-исполнительской практики;
  • Сформирован высокий уровень исполнительской культуры школьного хорового коллектива, позволяющий конкурировать с профессиональными и любительскими хоровыми коллективами в конкурсных испытаниях.

Постоянно проводится диагностика уровня метро-ритмических способностей детей, рост которых очевиден по всем параметрам. Дети изначально «непоющие» при поступлении в хор со временем все без исключения поют. Количество желающих участвовать в выступлениях постоянно растёт. Коллектив – постоянный участник всех школьных концертов. Ребят приглашают выступать на городские сценические площадки. Хоровой коллектив, созданный из числа учеников одного класса, за последние годы стал обладателем наград различных уровней вплоть до всероссийского («Роза ветров – 2014» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодёжи»). Постоянная подпитка интересными идеями, укрепление материальной базы помогают поднимать уровень престижности коллектива, культивировать чувство гордости у детей от сопричастности к большому и нужному делу во славу нашего города, округа, Родины.

Таким образом, проделанная работа доказывает возможность успешной реализации установки: «Учить пению можно и нужно каждого», что способствует сохранению традиций российского хорового исполнительства путем развития певческой культуры в общеобразовательной школе.

Список литературы

  1. А.Д. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». - М.: Советский композитор, 1991.
  2. Белов В.И. Лад. - М.: Молодая гвардия, 1982.
  3. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1981.
  4. Колесникова Т.В. Программа «Хор для всех». Ханты-Мансийск. МБОУ СОШ №6. 2010.
  5. Струве Г.А. Школьный хор.- М.: Просвещение,1981
  6. Стулова Г.П.  Хоровое пение в школе. Певческие традиции русской музыкальной культуры. - М., 2013
  7. Стулова Г.П. Хоровой класс.- М.: Музыка, 1982.
  8. Ушинский К.Д. Предисловие к I тому «Педагогической антропологии». Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1968.