Тип урока: изучения нового материала.
Формируемые УУД
Личностные | Уважение к истории, культурным историческим памятникам. Потребность в самореализации. Устойчивый познавательный интерес. |
Коммуникативные |
Владение устной и письменной речью; Умение задавать вопросы. Осуществление взаимоконтроля; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем |
Регулятивные |
Целеполагание, постановка целей, постановка практических и познавательных задач, планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своего времени и управлять им. |
Познавательные |
Устанавливать причинно-следственные связи, проводить поиск информации в историческом источнике, анализировать исторический источник |
Оборудование: медиапроектор,компьютер,доска, учебник, раздаточный материал (на каждого ученика, на пару).
Обучающийся получит возможность научиться |
|
Определять место исторических событий во времени. |
Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; Высказывать суждения о значении и месте исторического наследия древних обществ в мировой истории. |
Ход урока
Время |
|
Постановка цели урока |
1 минута |
Актуализация знаний. Постановка проблемы. Формулировка темы урока и задач урока |
3 минуты |
Фронтальный опрос |
3 минуты |
Физкультминутка |
1 минута |
Работа в парах |
12 минут |
Выступления групп |
8 минут |
Решение хронологической задачи,записи в рабочих листах |
4 минуты |
Применяем полученные знания, делаем вывод |
5 минут |
Рефлексия (синквейн) |
5 минут |
Информация о домашнем задании |
2 минуты |
Выставление отметок |
1 минута |
1. Постановка цели урока
Учитель:
Salve dilecti filii!
Salve collegis!
Nomen meum est Александр Васильевич!
Vulputate sit scriptor cooperantur!
Gloria historia!
Здравствуйте дорогие ребята. Здравствуйте уважаемые коллеги. Ребята, меня зовут Александр Васильевич, я учитель истории и сегодняшний урок мы проведем вместе с вами. Я надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас. Мы сегодня с вами попробуем быть историками-исследователями. Скажите, с чем работают историки-исследователи?
Учащиеся: «С историческими источниками».
Учитель: Давайте вспомним виды исторических источников. (Читаем со слайда)
Мы сегодня будем работать с сочинениями древнегреческого историка Плутарха и древнеримского историка Аппиана. К какому виду источников они относятся? Так как мы будем работать как историки исследователи с письменными историческими источниками, какую цель мы поставим себе на уроке?
Учащиеся: «Научиться работать с историческими источниками».
2. Актуализация знаний
Вводное слово учителя: во II веке до н.э., после победы над Карфагеном римляне установили свою власть в Средиземноморье. В это же время в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения. Вражда привела к вооруженным столкновениям, наступило время гражданских войн. Т.е. войн между гражданами одного государства.
Не последнюю роль в этом сыграли следующие исторические факты:
Определение проблемы:
Проблема: «Как остановить разорение мелких землевладельцев, которое ослабляло армию древнего Рима?»
У вас в раздаточном материале есть «Послание из древности». Ученики зачитывают его вслух.
Текст послания:
Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость? Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость? Даже дикие звери имеют логова и норы, а у тех, кто дарит себя Риму ничего! Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что этот земельный закон может изменить ситуацию.
Тиберий Гракх
Учитель: «Что мы с вами узнали из этого документа?»
Учащиеся: «Автор документа – Тиберий Гракх. Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к беднякам не справедливо».
Учитель: «Давайте сформулируем тему нашего урока.
Учащиеся: «Земельный закон братьев Гракхов».
Записывают тему урока
Учитель: «Что остается «за кадром» данного документа? Какие вопросы у вас вызывает данный документ?»
Учащиеся: «Кто такой Тиберий Гракх? Как именно он боролся за справедливость, за улучшение положения бедняков? Кто помогал Тиберию? Дала ли реформа Тиберия результат?»
Учитель: Эти вопросы и будут задачами нашего урока.
А чтобы их успешно решить давайте повторим пройденный материал, который поможет нам успешно решить задачи урока.
- Какие реформы связанные с переделом земли мы уже изучали в курсе Истории Древнего мира?
- Что представляли собой реформы Солона (594 г.до н.э)
- Кто такие патриции? Плебеи?
- Какое управление было в древнем Риме?
- Как получили право участвовать в управлении государством плебеи?
- Каких должностных лиц они выбирали?
- Какие были права у народных трибунов?
- Кому принадлежала высшая власть в древнем Риме.
Учитель: Теперь мы готовы приступить к исследованию исторических источников.
Работать будем в парах, по вариантам. У вас, на каждой парте, раздаточный материал, в котором определенный исторический источник и вопросы на которые вы должны дать ответ исследовав данный источник.
Для исследования источника даю вам 10 минут. Ответы пишем в листе
3. Работа в парах
4. Физкультминутка
Выступления 1 группы
Каждая группа выступает по плану.
Выступление 2 группы
Во время выступления 2 группы, когда называют дату принятия закона
Решение 1 хронологической задачи
Земельная реформа Тиберия Гракха
620 год Римской Эры
?
Год в нашей системе летоисчисления
133 г до н.э. – принятие земельного закона
Повышенный уровень 2 группы.
- Как вы думаете, почему у знати не забирали всю общественную землю?
Выступление 3 группы
Во время выступления 3 группы 2 хронологическая задача.
Время продолжения реформ Гаем Гракхом (записываем)
124 г до н.э. – Гай Гракх стал Народным Трибуном, продолжил дело брата.
Повышенный уровень 3 группы.
- Предположите, могла ли реформа закончиться иначе?
5. Итоги
- уровень жизни бедняков вырос на время существования реформы.
- разорение землевладельцев было временно остановлено.
- после смерти братьев законы были отменены.
Приложение. Исторические источники и задания