Технологическая карта урока русского языка по теме «Определение спряжения глагола по начальной (неопределенной) форме с целью проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов» (Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: спряжение глагола, неопределённая форма глагола


Данный урок русского языка построен на основе технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова в соответствии с программными требованиями ФГОС. Организация учителем коллективно-распределенной деятельности способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов. Новые знания обучающиеся «открывают» в процессе исследовательской работы на уроке. Открытие нового способа определения спряжения позволяет преобразовать модель проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов и открыть новый способ проверки орфограмм в личных окончаниях глаголов.

Тип урока – урок постановки и решения учебной задачи.

Учебная задача: «Как определить спряжение глаголов по неопределенной форме (по суффиксу инфинитива)?»

Учебник. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Русский язык. 3 класс (1-4). Часть 2. М.: «Вита – Пресс», 2013

Зона актуальных знаний:

  • знание основного закона русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной в той же части слова»;
  • проверка орфограмм слабых позиций в окончании по 3 л., мн.ч.;
  • работа личных окончаний глаголов;
  • одинаковые, омонимичные, синонимичные окончания;
  • грамматические значения окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов;
  • грамматические значения – постоянные, переменные;
  • два набора личных окончаний глаголов;
  • два типа спряжений;
  • способ определения спряжения глаголов по форме 3 лица множественного числа.

Цель урока:

Образовательная:

  • открытие нового способа определения спряжения глаголов по суффиксу неопределенной формы;
  • использование нового способа определения спряжения для проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.

Развивающая: предположение, что учащиеся откроют способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме.

Мировоззренческая: убеждение в том, что знание способа определения спряжения глаголов по неопределенной форме поможет проверить орфограммы в окончании глаголов, также при решении конкретных орфографических задач.

Педагогическая задача урока: создать условия для преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу, формирования у учащихся коммуникативных навыков учебной деятельности при организация учебного диалога.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • интерес к учебному материалу.
  • осознание  роли языка и речи в жизни людей;
  • выражение своих эмоций по поводу новой информации;
  • понимание эмоций других людей, умения сочувствовать, сопереживать;
  • внимательное отношение к речи, к устным и письменным высказываниям одноклассников (интонация, темп, тембр речи).

Метапредметные УУД:

  • самостоятельное установление дефицита в знаниях и умениях по теме;
  • осуществление отбора знаний и заданий для ликвидации дефицита знаний;
  • планирование, порядок и сроки работы над возникшими проблемами и трудностями;
  • определение границ собственных знаний.

Регулятивные УУД:

  • определение и формулировка цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривание последовательности действий на уроке;
  • умение высказывать свою точку зрения, предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • принятие и сохранение учебной задачи;
  • оценивание совместно с учителем или одноклассниками результатов своих действий;
  • выполнение учебных действий в устной, письменной речи на первоначальном уровне;
  • понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.

Познавательные УУД:

  • ориентировка в учебнике, заданиях, условных обозначениях;
  • нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • понимание заданного вопроса, построение ответа в соответствии с ним;
  •  сравнение изученных способов проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов;
  • Обобщение информации.

Коммуникативные УУД:

  • участие в работе коллектива класса;
  • умение договариваться, приходить к общему решению;
  • использование в общении правила вежливости, этических норм общения;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Технологическая карта урока

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

2. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б.Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

3. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.Н.Некрасова  Русский язык 1-4 классы  Примерная рабочая программа Пособие для учителя Москва Лаборатория знаний Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.

4. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Русский язык. 3 класс (1-4). Часть 2. М.: «Вита – Пресс», 2013.

5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.