Данный урок русского языка построен на основе технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова в соответствии с программными требованиями ФГОС. Организация учителем коллективно-распределенной деятельности способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов. Новые знания обучающиеся «открывают» в процессе исследовательской работы на уроке. Открытие нового способа определения спряжения позволяет преобразовать модель проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов и открыть новый способ проверки орфограмм в личных окончаниях глаголов.
Тип урока – урок постановки и решения учебной задачи.
Учебная задача: «Как определить спряжение глаголов по неопределенной форме (по суффиксу инфинитива)?»
Учебник. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Русский язык. 3 класс (1-4). Часть 2. М.: «Вита – Пресс», 2013
Зона актуальных знаний:
- знание основного закона русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной в той же части слова»;
- проверка орфограмм слабых позиций в окончании по 3 л., мн.ч.;
- работа личных окончаний глаголов;
- одинаковые, омонимичные, синонимичные окончания;
- грамматические значения окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов;
- грамматические значения – постоянные, переменные;
- два набора личных окончаний глаголов;
- два типа спряжений;
- способ определения спряжения глаголов по форме 3 лица множественного числа.
Цель урока:
Образовательная:
- открытие нового способа определения спряжения глаголов по суффиксу неопределенной формы;
- использование нового способа определения спряжения для проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.
Развивающая: предположение, что учащиеся откроют способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме.
Мировоззренческая: убеждение в том, что знание способа определения спряжения глаголов по неопределенной форме поможет проверить орфограммы в окончании глаголов, также при решении конкретных орфографических задач.
Педагогическая задача урока: создать условия для преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу, формирования у учащихся коммуникативных навыков учебной деятельности при организация учебного диалога.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу.
- осознание роли языка и речи в жизни людей;
- выражение своих эмоций по поводу новой информации;
- понимание эмоций других людей, умения сочувствовать, сопереживать;
- внимательное отношение к речи, к устным и письменным высказываниям одноклассников (интонация, темп, тембр речи).
Метапредметные УУД:
- самостоятельное установление дефицита в знаниях и умениях по теме;
- осуществление отбора знаний и заданий для ликвидации дефицита знаний;
- планирование, порядок и сроки работы над возникшими проблемами и трудностями;
- определение границ собственных знаний.
Регулятивные УУД:
- определение и формулировка цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривание последовательности действий на уроке;
- умение высказывать свою точку зрения, предположение (версию) на основе работы с материалом;
- принятие и сохранение учебной задачи;
- оценивание совместно с учителем или одноклассниками результатов своих действий;
- выполнение учебных действий в устной, письменной речи на первоначальном уровне;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
- ориентировка в учебнике, заданиях, условных обозначениях;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- понимание заданного вопроса, построение ответа в соответствии с ним;
- сравнение изученных способов проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов;
- Обобщение информации.
Коммуникативные УУД:
- участие в работе коллектива класса;
- умение договариваться, приходить к общему решению;
- использование в общении правила вежливости, этических норм общения;
- умение работать в паре, группе;
- умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
2. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б.Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
3. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.Н.Некрасова Русский язык 1-4 классы Примерная рабочая программа Пособие для учителя Москва Лаборатория знаний Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.
4. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Русский язык. 3 класс (1-4). Часть 2. М.: «Вита – Пресс», 2013.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.