Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (обобщение опыта)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Введение

Проблема здоровья сейчас у всех наслуху. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

В.А.Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и мы должны найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья. 

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе. Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. Сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.

Применение здоровьесберегающих технологий

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через: проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями.

И я как учитель стараюсь проводить мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), разминку для глаз. Использование динамических пауз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития учащихся, их здоровья. Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий во избежание перегрузок. В кабинете воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Он регулярно проветривается и своевременно делается влажная уборка.

Одним из важнейших принципов здоровьесберегающих технологий является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Такие уроки дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Большое значение на уроках технологии, изобразительного искусства имеют безопасные приемы работы с инструментами, соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Регулярно проводится инструктаж учащихся по безопасным правилам труда. Так же здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности». Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику. Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. Часто упражнения для физкультминуток ввожу в структуру урока.

Например, тема: «Большая буква в именах собственных».

Ребята, если я вам назову слово. Которое нужно писать с большой буквы – вы поднимаете руки вверх, если с маленькой – приседаете. Барсик, котенок, Москва, город, ученик, Никита, река, Кубань.

Физкультминутки провожу, учитывая и специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа. Когда у детей возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц, учу детей расслаблять мышцы. Это делаю в игровой форме.

Кричалка:

Дождик, дождик, лейся пуще!
Пусть растет пшеница гуще!
Лейся, лейся как река!
Будет белая мука!

Дети во время произношения кричалки встряхивают кистями рук. Наравне с расслаблением мышц кистей рук, развиваю и их мелкую мускулатуру.

Массаж сопровождается словами:

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит посередине.
Этот пальчик безымянный,
Он у нас упрямый самый.
А мизинчик хоть и мал, он и ловок и удал.

Использую и такие физкультминутки, которые одновременно помогают развивать речевой аппарат.

Два дровосека, (два хлопка)
Два дроворуба (два притопа)

Рубили на дворе дрова (наклон туловища вперёд, махи руками в стороны). Правильно подобранная мною физкультминутка способствует тому, что ребята переключают внимание с одного вида деятельности на другой, развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются и проверяются знания. А веселые физкультминутки наполняют наши уроки радостью и становятся ниточкой приятного общения между мною и ребятами.

Широко применяю релаксационные физминутки:

Игра «После дождя». Жаркое лето, только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. Этим приемом направленного воображения даю детям ощутить свои возможности саморегуляции. После такого упражнения дети испытывают чувства бодрости и удовольствия. В учебном процессе использую глазодвигательные упражнения.

Даю задания для нахождения предметов в кабинете или отслеживание траектории движения двигающихся картинок в компьютерной презентации, упражнение «бегущие огоньки» провожу с применением двигательных упражнений.

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, что несет заряд для всего организма.

Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя: Физминутка с использованием сенсорного обруча, на котором написаны задания. Ребенок дотягивается и снимает карточку с заданием.

Конторки для смены положения туловища во время урока.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю различные мероприятия. Это система классных часов о здоровом питании, о спорте, о безопасности в быту. Например: «Овощи и фрукты полезней нет продукта», «Со спортом дружить здоровым быть!», «Как люди отдыхают» и т.д. Классный час: «Огонь - друг, огонь - враг» мы ездили в пожарную часть МЧС г.Ейска.

Здоровьесберегающее направление сохраняется мною и при работе с родителями: «Мама, папа и я – спортивная семья». Внеклассное мероприятие «Зимние забавы». Не секрет, что уже в школу приходят дети с испорченным зрением, осанкой. Наша задача и заповедь – «Не навреди!». Если мы не в силах исправить ситуацию, то, по крайней мере, нужно постараться ее не ухудшить – это в наших силах.

Здоровьесберегающая технология особенно необходима на уроке для того чтобы:

- максимально снизить перегрузку учащихся;

- избежать нервозности учащихся;

- снизить уровень тревожности.

Вот в чем состоит суть этой технологии.

Каждый ученик в конце урока умеет решать …, выполнять…(у каждого ученика есть алгоритм, последовательность действий, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи и позволяет её выполнить.) А вот как сохранить и укрепить здоровье, можем помочь только мы педагоги.

Заключение

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности. У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Регулярное использование мною различных направлений здоровьесберегающей технологии улучшает психологический климат в классном коллективе, снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении успеваемости учащихся. Учитель был, есть и остаётся центральной фигурой эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса.

На пути к секретам педагогического мастерства учителю никогда не следует забывать педагогическую заповедь: критерием прогрессивности образования является внимание, забота, любовь к ученику.

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Используемая литература

  1. Жиренко А.Л., Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – Мастерская учителя, 2010.
  2. Журнал «Начальная школа». 2014 г. № 9, 2015 г., № 2.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2014.