Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают системно-деятельностный подход; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную исследовательскую деятельность школьников. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически невозможно.
Однако, исследовательская деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие всех составляющих обобщенности умственных действий (широта, мера самостоятельности и обоснованность, гибкость, вариативность мышления).
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомление с научной картиной мира;
- развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
- формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
- развитие социально-психологических качеств личности;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Поэтому, нужно давать им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса нужно вовлекать своих учеников в мини-исследования или в решения проектных задач на уроках математики, окружающего мира. Эти работы должны носить коллективный характер. Тематика должна определяться учителем, а каждый ученик должен вносить свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой учебный предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. «Кирилл, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри, пожалуйста, в Интернете и т.д.» Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что ещё нужно, нужно ли провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Естественно темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, узнать, хотят ли учащиеся, хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят ли как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.
Организация исследования включает в себя следующие этапы:
Подумать самостоятельно.
- Что я об этом знаю?
- Какие мысли я могу высказать про это?
- Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках.
Перед работой, учителю вместе с детьми, нужно наметить план исследований, определить цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий).
На уроке русского языка можно написать сочинение «Что я люблю», на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. На уроке литературного чтения можно создать проект «Мой любимый журнал». Каждый ученик должен выбрать для себя и принести на урок детский познавательный журнал из периодической печати и провести исследование по плану:
- Год создания. Авторы – создатели журнала.
- Как выглядел журнал в разное время.
- Сколько лет издается, как часто выходит.
- Сколько страниц.
- Главный редактор, художник.
- Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
- Какие разделы включает. Дать характеристику.
- Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
- Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.
- Любимая рубрика.
- Как ты узнал об этом журнале.
- Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.
Еще один из видов уроков-исследований – урок-экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по окружающему миру.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Любое исследование должно подчиняться следующим правилам:
1. Все исследования должны быть безопасными. Эксперименты проводятся только под наблюдением взрослых. Даже безвредные, на первый взгляд, предметы могут стать опасными в определённых условиях.
2. Принцип уважения к жизни. В опытах и исследовании не должно быть жестокого отношения к животным, нарушения экологических систем, нарушения этики.
3. Исследование – это такой же процесс открытия, как и наука, а «научный подход» - это метод, который используется при проведении исследований и научных опытов.
Он включает в себя несколько этапов:
- определение проблемы или постановка задачи;
- выдвижение гипотезы;
- проведение эксперимента для получения данных, запись результатов;
- вывод о том, верной или нет, оказалась выдвинутая гипотеза.
4. Заранее обдумайте, как вы будете представлять свой проект.
5. Когда вы выбираете тему своих научно-исследовательских проектов, берите что-нибудь подходящее вашим интересам, чтобы не только учащимся, но и вам нравилось работать. Тогда в процессе исследования вы будете заниматься тем, что доставляет вам удовольствие!
Таким образом, мотивация ученика и умелая организация исследовательской деятельности со стороны учителя являются залогом успешного сотрудничества и получения хорошего результата.