Авторы: все обучающиеся 7-х классов
Проект представляет: Мартиросян Виктория Акобовна,
обучающаяся 8-го класса
Руководитель: Смолик Елена Вячеславовна,
учитель биологии высшей категории
ВВЕДЕНИЕ
Красная книга… Кто из нас не слышал этого названия? Да, пожалуй, все, от мала до велика понимают, насколько важно сохранить то многообразие растительного и животного мира, которое создала сама природа. В этом заключается актуальность нашей работы. Но как это сделать? Как можем помочь в этом вопросе мы, дети?
В нашем городе воспитанию экологической культуры всего населения уделяется особое внимание, и это не удивительно: мы расположены с экологической точки зрения в самой загрязненной части Московской области. Конечно, мы участвуем в различных акциях – собираем мусор на территории Кузьминского лесопарка, развешиваем кормушки для птиц, рисуем агитационные плакаты, выпускаем ежемесячную школьную газету, проводим воспитательные мероприятия по экологии в школе и, даже участвуем в различных конкурсах, где представляем свои экологические проекты.
Власти нашего города и области тоже предпринимают действия, направленные на улучшение экологической обстановки всего Подмосковья. Но все это, пока, не очень эффективно. Поэтому, мы уже давно решили заниматься просветительской деятельностью и вот что из этого получилось:
- старшеклассниками школы №3 Салменковой Е. и Полоян С. были выпущены наглядные пособия для детей 6-7 лет «Экологическая азбука: кто следующий?», где дети знакомились с буквами русского алфавита через изучение различных наук:
- 2013 год, нумизматика, серия №1. Звери в нумизматике;
- 2014 год, филателия, серия №2. Растения и филателия;
- 2015 год, фалеристика, серия №3. Представители водной стихии как объекты фалеристики;
- эстафету продолжила Акопян А., которая разработала две серии наглядных пособий, где дети 2-4 классов изучали мир теплокровных обитателей через погружение в геральдику, краеведение, биологию и экологию:
- 2016 год, «Геральдическое путешествие по России: полет от Кингисеппа до Байкальска», серия №1. Птицы Красной книги;
- 2017 год, «Геральдическое путешествие по России: по следам братьев наших меньших», серия №2. Млекопитающие Красной книги.
Эти пособия прошли оценку компетентного жюри конкурсов самых разных уровней, и, получив финансовую поддержку спонсоров, родителей и администрации школы смогли выйти в свет в таком количестве, что теперь все детские сады и школы города Котельники с огромным удовольствием используют их в своей работе.
В доказательство вышесказанного, нужно вспомнить, что мы, все участники проекта, обучались в начальной школе буквам русского алфавита не только на уроках родной речи, но и на внеурочных занятиях по экологии по тем самым наглядным пособиям. У нас проходили увлекательные групповые и парные игры, где мы с удовольствием познавали мир «краснокнижных» обитателей планеты. Об этом говорят итоги проверочных работ по окружающему миру, которые мы выполняли в начальной школе - почти все без ошибок!
Чтобы привить любовь не только к растениям и животным нашей планеты, но и к родному краю, а главное, чтобы знать и охранять этот мир, мы и решили создать рабочие тетради для каждого обучающегося, где он смог работать уже индивидуально.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы решили делать это коллективно, где все обучающиеся готовили по одной рабочей тетради, соответствующей букве алфавита. В каждой тетради идет речь об одном «краснокнижном» растении и животном Московской области. Это было сделано впервые и в школе, и в городе Котельники.
В нашей школе много детей разных национальностей, и чтобы облегчить и больше заинтересовать их изучением не только алфавита, но и природы Московской области, при поддержке старшеклассников родилось название проекта «Защитим природу вместе: от «А» до «Я».
Целью нашей работы стало создание условий (выпуск рабочих тетрадей) для повышения уровня экологической культуры обучающихся (знакомство с объектами Красной книги Московской области) через развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Задачи были следующими:
- исследовать информационные источники на предмет плагиата и изучить сайт Красной книги Московской области каждому по своему растению и животному;
- разработать шаблон рабочих тетрадей по растениям и животным и заполнить его;
- выпустить рабочие экземпляры наших тетрадей и презентовать их перед классом;
- провести эксперимент с использованием наших тетрадей среди первоклассников и викторину на знание растений Красной книги Московской области;
- проанализировать результаты и сделать выводы, и представить проект на школьной конференции.
В итоге, у нас получилась целая коллекция «краснокнижных» объектов для первоклассников – серия №1. Растения Красной книги Московской области и серия №2. Животные Красной книги Московской области.
Перед началом работы мы выдвинули гипотезу, что повышение уровня экологической культуры детей через изучение алфавита с помощью наших рабочих тетрадей гораздо интереснее, легче и эффективнее, чем с обычным букварем.
Методика нашей работы – это исследование информационных источников (учебников, атласов, социальных сетей и сайта Красной книги Московской области).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Работа продолжалась в течение двух лет, была разбита по четвертям и проводилась на занятиях по внеурочной деятельности. После исследований информационных источников, мы перешли к практической части.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В первой четверти, обучающиеся рисовали «краснокнижные» растения и животных, конечно, кто как мог. Для серии №1. «Растения Красной книги Московской области» нужно было выполнить два рисунка изучаемого растения: перерисовать с фотографии из Красной книги или сайта Красной книги, раз, и изобразить это растение в виде клеточек, чтобы дети смогли его повторить, два. Здесь справились не многие, поэтому на помощь пришли старшеклассники. Большинство рисунков было выполнено Есатия М., а рисунки растений по клеточкам помогал выполнять Дукин А. Для серии №2. «Животные Красной книги Московской области» требовался только один рисунок животного из Красной книги.
Вторую четверть мы работали над созданием презентаций-тетрадей по нашим растениям и животным. Старшеклассниками был разработан шаблон будущей рабочей тетради, в который каждый из нас вносил свою информацию. Это было, пожалуй, самое сложное, потому что у некоторых ребят не было даже компьютеров. Для выполнения этой работы они приходили после уроков в кабинет информатики и учились вместе с руководителем.
Каждому по жребию попалось определенное растение и животное Красной книги Московской области. Оказалось, достаточно сложно, найти «краснокнижные» объекты, начинающиеся на все буквы алфавита, поэтому мы выделяли нужную нам букву иногда в середине или в конце названия растения или животного. Для серии «Животные Красной книги Московской области» было разработано три шаблона рабочих тетрадей, в связи с тем, что фауна была представлена насекомыми, птицами и зверями. Часть страничек наших тетрадей было решено сделать одинаковым для всех букв, это облегчало нашу задачу.
Вот так, буква за буквой заполнялись все странички наших тетрадей. Давайте пробежимся по ним, и попробуем представить себя первоклассниками. Я представляю вам рабочие экземпляры двух серий наших тетрадей.
На первой страничке, конечно же, название нового растения или животного. Изучаемая буква выделена красным цветом. Здесь же общая информация об исполнителях проекта, в общем, обычный титульный лист [9].
Далее нас ждут загадки о растениях или животных, отгадав которые ребенок сможет вспомнить части растения или животного и подготовится к их изучению с непривычной стороны.
Перелистнули. Теперь в самый раз увидеть новый, а может быть, уже известный «краснокнижный» объект, узнать, как правильно пишется его название. Для особо любознательных, познакомиться с латинским названием и запомнить, что оно состоит из двух слов, как будто, имя и фамилия [6].
После этого, как нам кажется, важно получить немного информации из самой Красной книги. Почитаем и запомним: какой статус у этого растения или животного, где его можно встретить именно в Московской области, как выглядит и что уже сделал человек для его сохранения [6].
Ну вот, интеллектуально обогатились, можно и поработать руками. На этой страничке мы предлагаем дорисовать и раскрасить наиболее известные объекты флоры и фауны [7].
Немного географии не помешает... Вдруг кто-то знаком с местами произрастания и проживания редких и исчезающих «краснокнижных» растений и животных? Карта Московской области с указанными ориентирами ему поможет сосредоточиться и, возможно, встретиться с ними [6]. Это было бы, по-настоящему, здорово!
От географии – к правописанию! Эта страничка-тренинг: как правильно пишется наше название растения или животного, в каких буквах могут быть допущены ошибки. Отработали? Все верно? Смело переворачиваем эту страничку.
Следующая страничка на внимательность. В первой серии ребят ждет задание: запомнил ли ученик, какие цвета в нашем растении? Если «да», карандаши в руки и шаблон растения окрашивается в яркие цвета. Можно, конечно, и подсмотреть, чтобы не было ошибок [8]. Во второй серии нужно решив кроссворд, угадать животных, и ответить на вопрос, например, «Как можно назвать всех представленных животных одним словом?».
Пришло время логике: встреча с ребусом кого-то может обрадовать, а кого-то и огорчить. Оказывается, не все умеют разгадывать ребусы! Не страшно, родителям помогать разрешается! Выполнив это задание, все дети узнают о науках, которые занимаются изучением растительного мира и животного мира. Вот вам прикосновение к биологии!
Следующая страничка посвящена математике. В первой серии ее помогал оформлять уже выпускник нашей школы Дукин Алексей, для нас это было нелегко! Нужно было проявить фантазию и силу воли, чтобы изобразить изучаемое растение в виде клеточек. На этой страничке нужно посчитать количество клеточек в растении, и постараться воспроизвести образец растения на второй половинке странички [1]. Оно может выглядеть и так, с точки зрения математики! Во второй серии нужно было найти и посчитать на картинке животных, а затем их раскрасить.
Отдыхать некогда, новая страничка - новое упражнение на знания. Попробуй определиться с выбором лишнего растения или животного и постарайся объяснить его. Самое сложное, как нам кажется, это умение давать правильные объяснения, не многие обучающиеся это могут сделать хорошо, особенно те, у кого языковой барьер еще не преодолен.
Листаем дальше. В первой серии нашей коллекции нужно найти три отличия, а затем, разрешается проявить свою фантазию и раскрасить изучаемое растение так, как хочется [8]! Вторая серия представляет на этой страничке «зоошутку», где нужно найти сходство во внешнем строении с различными животными, части которых художник объединил в одно непонятное существо.
Теперь займемся сочинительством! Для растений - с помощью указанных букв нужно придумать название растения. Конечно же, подсказка очевидная. Но здесь важно проставить буквы, которые только – только освоил ученик, ведь он – первоклассник! И вот, еще раз он написал новое название растения! Для животных мы предлагаем всем известную игру «Крестики-нолики». Каким у тебя будет правильный ход? Почему ты выбрал именно этих животных?
А сейчас, в первой серии - порисуем. Разве растение может жить без листьев? Какими они могут быть по цвету – решать ребенку! В этом задании, главное, чтобы половинка получилась симметричной! Выполнили задание по изобразительному искусству? Карандаши можно отложить в сторону [7]. А для изучения животных даем задание: правильно определить название животного по прилагаемому силуэту.
Перелистнули и… мы в мире лабиринтов, развиваем пространственное мышление [3]. Очень нужно помочь бабочке долететь до цветка, а животным разобраться с тропинками! С этим заданием дети всегда справляются легко и быстро.
Новая страничка - не простая, в первой серии над ней долго трудились все ребята. У многих, к сожалению, совсем не получалось хорошо нарисовать «краснокнижное» растение, тогда обучающаяся 10 класса нашей школы Есатия Маргарита с помощью компьютерной графики нарисовала сама! Эта страничка может заставить ребенка самому нарисовать растение на отдельном листе, поместить его в рамку, и, быть может, повесить у себя в комнате [2]. Во второй серии представляем вашему вниманию рисунок «краснокнижного» животного, сделанного уже самим автором рабочей тетради. В этом году мы рискнули показать наши работы первоклассникам!
А что нас ждет дальше? Вам предлагается услышать о наших растениях стихотворные строки школьного поэта, лауреата региональных и федеральных конкурсов, выпускника нашей школы Колесниченко Максима [4]. Представляете, сколько ему пришлось изучать информации, чтобы написать эти стихи! Прочтите и может быть, вы захотите их выучить и сами рассказать. Нам будет очень приятно! О животных стихи не стали сочинять – решили предложить юному читателю интереснейшую информацию из жизни животных, которая впечатляет любого.
Увлекательное знакомство с миром флоры и фауны Красной книги подходит к завершению. На этой страничке нам показалось важным, рассказать немного о самом авторе этой тетради, познакомиться с ним поближе. Это его имя сегодня внесено в историю защиты природы родного Подмосковья.
Последний лист нашей тетради. Вы выполнили все задания? Значит у вас есть право сказать свое мнение о нашей работе, выберите подходящий ответ, оцените труды детей, которые еще вчера были такими же первоклассниками [3].
Все странички тетради заполнены - вы освоили очередную букву алфавита, и интеллектуальная копилка пополнилась знаниями еще об одном редком растении или животном Московской области. Вот так нам хотелось бы преподавать историю каждого «краснокнижного» растения или животного. Возможно тогда, Красная книга Московской области станет намного тоньше!
В нашей работе было важно работать вместе, командой, и у нас это получилось! Так пролетела вторая четверть.
В третьей четверти нам предстояло научится презентовать свою работу. Над одной буквой работали сразу трое ребят из разных классов, между ними были первые отборочные туры. В течение этой четверти каждый из нас защищал свой проект перед классом, анализировал свое выступление с помощью Совета старшеклассников школы, в общем, набирались опыта!
Справедливости ради нужно сказать, что даже не все взрослые разбираются в мире флоры и фауны Подмосковья. Поэтому для нас это оказалось увлекательным путешествием в мир ботаники, зоологии и информатики. Мы научились работать не только с литературой, но и создавать презентации своих тетрадей, и еще научились преодолевать свои страхи, выступая перед публикой.
Благодаря помощи спонсоров несколько рабочих тетрадей было выпущено на бумажном носителе, остальные на электронных. Их было ровно 32 в каждой серии. Выпуск состоялся при финансовой поддержке администрации МБОУ КСОШ №3 в лице директора школы Ивановой Е.А., и руководителя проекта учителя биологии Смолик Е.В. Мы выражаем им глубокую благодарность от детей, учителей и родителей, а также воспитателей детских садов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Четвертая четверть началась с презентации нашей работы в первых классах. Два класса (1«А», 29 человек и 1 «В», 29 человек) стали участвовать в эксперименте и изучали буквы по нашим рабочим тетрадям на занятиях во внеурочной деятельности, а один класс (1 «Б», 29 человек) учился по обычному школьному учебнику. Эксперимент длился один месяц.
В конце обучения старшеклассники провели викторину во всех трех классах и получили результаты:
- в экспериментальных классах ответили на вопросы правильно в 1 «А» - 84,2 %, в 1 «В» - 88,6%;
- обычный класс (1 «Б») показал знания значительно ниже, чем сверстники – 33,2%.
Мы проанализировали результаты викторины и выяснили, что наибольшие затруднения первоклассники испытывали именно в названиях «краснокнижных» растений и их местах обитания (см. Приложение №1). Проводить эксперимент среди первоклассников после выпуска второй серии, посвященной животным Красной книги Московской области, мы посчитали уже не нужным.
После чего мы сделали выводы: наши рабочие тетради было бы здорово использовать в школе! Так наша гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конец года у нас был посвящен школьной конференции «Я не могу иначе», где и были представлены наши результаты, и выбраны лучшие ораторы. Это был второй отборочный тур в нашей работе, в этом нам помогали старшеклассники. Все работы были оценены, победители и призеры награждены грамотами, и принято решение о направлении самых лучших ребят на конкурсы и конференции регионального и федерального уровня. Для всех участников проект стал зачетным летним заданием, поскольку сегодня собирать делать гербарии и коллекции не гуманно по отношению к природе. Да и в рамках ФГОС каждый обучающийся должен разбираться в проектной деятельности.
Таким образом, мы создали рабочие тетради, где все буквы алфавита представлены «краснокнижными» обитателями Московской области. Теперь алфавит русского языка можно изучать по нашим тетрадям «играючи». При этом дети осваивают редкие растения и животных Красной книги, развивают свои интеллектуальные и творческие способности, и становятся патриотами Подмосковья.
Еще одна важная деталь. Наша школа уже третий год является региональной инновационной площадкой по повышению качества знаний для тех, кто плохо знает русский язык. Почти во всех классах, и даже в наших, больше половины таких детей, а в некоторых классах, даже нет носителей русского языка. Нам кажется, что с помощью таких тетрадей детям с неродным русским языком осваивать алфавит и изучать природу Подмосковья, будет гораздо легче, а значит, повышение качества знаний в начальной школе произойдет обязательно.
И не имеет значения, какой ты национальности, важно, что таким образом мы пытаемся сохранить природу Подмосковья, и на наш взгляд, воспитываясь в школе с первого класса в духе защитников природы родного края, мы можем по-настоящему помочь нашей планете. Нас много, мы разные, а Земля одна: защитим ее вместе от «А» до «Я»!
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дукин А., выпускник МБОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области /Авторские разработки: «Самиздат», 2018 г. - 10 страница всех рабочих тетрадей.
- Есатия М., выпускница МБОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области /Авторские рисунки и дизайн страниц рабочей тетради: «Самиздат», 2018 г. - 16 страница всех рабочих тетрадей.
- Исмаилова М., обучающийся 7 «В» класса МОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области/Авторские предложения: «Самиздат», 2019 г. – 15 и 19 страницы всех рабочих тетрадей:
сайт «Лабиринты для детей»:
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=21651&source=wiz, сайт «Смайлики»:
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8&lr=21651 - Колесниченко М., выпускник МБОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области/Авторские стихотворения: «Самиздат», 2018 г. – 17 страница всех рабочих тетрадей.
- Ле Диеп Н., обучающийся 7 «Б» класса МОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области/Авторские предложения: «Самиздат», 2018 г. – 13 и 7 страницы всех рабочих тетрадей.
- Сайт Красной книги Московской области: http://kkmo2.verhovye.ru - 3, 4 и 6 страница всех рабочих тетрадей.
- Сайт-половинки растений: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&stype=image&lr=21651&source=wiz – 5 и 14 страницы всех рабочих тетрадей
- Сайт - раскраски растений: https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&stype=image&lr=21651&source=wiz – 8 и 12 страницы всех рабочих тетрадей.
- Смолик Е.В., учитель биологии МБОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области/Авторские разработки: «Самиздат», 2018 г. – 1 и 20 страницы всех рабочих тетрадей.
- Трусова Е., обучающаяся 7 «А» класса МБОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области/ Авторские предложения: «Самиздат», 2018 г. – 2, 9 и 11 страницы всех рабочих тетрадей: сайт «Рисунки растений»:
- https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&lr=21651