Цели и задачи:
- Дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.
- Закладывать основы экологического воспитания.
- Активизировать наблюдательность.
- Расширять словарный запас, развивать связную речь.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
- Учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
Материалы: карточки с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Воспитатель. Правильно, весной.
- Сейчас у нас какое время года?
- Как называются весенние месяцы?
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне.
(Дети составляют рассказ о весне по картинкам)
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая? (Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.)
Воспитатель: - А весной солнышко ярко светит, птички поют! Но наше солнышко почему-то спит, может, поэтому и не слышно, пения птиц. Давайте разбудим солнышко.
Игра «Веснянка» (координация речи с движением).
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)
Воспитатель: - Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. Весна пришла. Настроение у нас поднялось.
Аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: - Ребята, а это что за звуки такие, кто поет? (Птицы)
А откуда они появились? ( Весна пришла, и птички домой с юга прилетели).
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)Есть на дереве дворец,
Во дворце живет певец
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет. (Скворец)
Скворцы
Прилетели скворцы -
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
Воспитатель: - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные) А почему их так называют? (Становится холодно, пропадают насекомые и птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются)
(Выставляет картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, ласточка)
Воспитатель: - Что общее есть у всех птиц? (У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца)
Воспитатель: - Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик? (Гнездо). Из чего птицы его делают? (Из веток, мха, глины)
(На доску выставляется картинка с изображением скворечника.)
Воспитатель: - А вот этот домик вам знаком? (Скворечник) Кто его сделал? А кто в нем живет? (скворцы)
Воспитатель: - Как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (нет, но и другие маленькие птицы.)
Аппликация «Скворечник»
Раскрашивание «Птицы»
Воспитатель: - А вы знаете, почему люди жилища для скворцов развешивают на деревьях около своих садов и огородов? (Скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых.)
Воспитатель: - Что птицы откладывают в свои гнезда? (Яйца.) Что потом будет с яйцами? (Из них вылупятся птенцы.) Птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы-родители? (Кормить своих птенцов.) Я предлагаю вам поиграть в игру «Птенчики».
Вы будете птенчиками, а я мамой-птицей.
Сделайте свой ротик клювиком: вытяните губки вперед в виде трубочки, как при произнесении звука (У).
А теперь откройте ротик широко, как будто вы просите у мамы-птички еды.
Мама птенчиков накормила, они сыты, клювики их закрыты.
Теперь птенчики опять проголодались, просят еды… и т.д.
Воспитатель: - О ком мы разговаривали сегодня? (о перелетных птицах) Каких перелетных птиц вы запомнили? Как называется птичий домик? Что вам понравилось сегодня? Повторите предложение «Скворец живёт в скворечнике».