В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. В эпоху активно развивающихся информационных технологий, внедрения в бытовой и профессиональный обиход цифровой техники: компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов и прочих электронных устройств и соответствующих программ записи, хранения и обработки информации, акцент с рукописного текста смещается на машинописный - печатный. При этом возникает еще большая потребность общества в личностях интеллектуальных, творческих, критически мыслящих, владеющих необходимыми видами и формами деятельности, направленных на решение насущных задач самого общества. Одним из инструментов формирования перечисленных выше качеств, начиная с начальной школы, является не компьютерная грамота, а, именно, каллиграфия.
Слово «каллиграфия» греческого происхождения, в переводе означающее красивый почерк, искусство четкого и красивого письма. Формирование каллиграфического почерка предполагает соблюдение учащимся правила строки, выдерживание ровных полей на странице, придерживание одинакового размера и наклона букв, равного 65 градусам, правильного написания и соединения букв. К тому же, каллиграфия - это своеобразный угол зрения, это модель, которая состоит из таких элементов как точка, линия, поверхность, черное и белое пространство. Что само собой способствует развитию глазомера и наблюдательности у школьника. Способность к наблюдению относится к общему восприятию формы объекта мозгом и дальнейшим анализом характеристик объекта, его природы, взаимосвязей, правил. Учащиеся, которые обучаются каллиграфическому письму, гораздо быстрее воспринимают информацию, у них очень развита внимательность. Наначальном этапе обучения каллиграфии развитию внимательности способствуют упражнения по копированию, списыванию уже готового текста.
Учеными Джеймсом К. и Энгельгардтом Л. отмечена взаимосвязь между занятием каллиграфией и развитием разных частей мозга:
- височной области левого полушария, отвечающей за слуховое восприятие и анализ информации при письме;
- заднецентральной области левого полушария, управляющей артикуляцией, тактильными ощущениями;
- затылочно-теменной области, связанной со зрительной ориентацией в процессе письма и визуальной обработкой написанного;
- премоторной области коры – соблюдение чередования и последовательности букв на письме, управление моторикой в целом, и, в частности самим механическим процессом письма;
- левых лобных долей, отвечающих за сохранность содержания в процессе письма;
- правой мозговой доли, отвечающей заэстетическую составляющую письма, воображение, чувство ритма, наблюдательность. [3]
В процессе письма задействованы практически все части тела: пальцы, плечи, спина и ноги. От правильной посадки учащегося при письме зависит не только красота и правильность почерка, но и здоровье самого учащегося. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата ручки, их положение и движение при письме не только тренирует мышцы рук, но, оказывает благотворное влияние на нервную систему.
Графические навыки относятся к сенсомоторным. Они включаются в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи.
Навык каллиграфии является одним из важных аспектов успешной учебы школьника. Визуально-моторные навыки, такие, как координация движения глаз и рук, связаны с академическими достижениями. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в раннем детстве может предопределить не только успех в письме, но и последующий прогресс учащегося в чтении и математике в начальной школе.
Занятия письмом способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, улучшают моторику.
Другие исследования свидетельствуют об особой связи рук и головного мозга при построении умозаключений и деятельности мыслительных процессов.
Так, профессор психологии и педагогики Вашингтонского университета Виргиния Бернингер отмечает психофизиологическую разницу между рукописным письмом и набором текста на клавиатуре. «Рукописный текст требует выполнения последовательных движений, чтобы написать букву, в то время как набор на клавиатуре предполагает выбор уже готовой буквы путем нажатия на клавишу». При последовательной работе пальцев активируются отделы мозга, отвечающие за мышление, речь, память, то есть система временного хранения и обработки информации.
Исследуя работу на занятиях учеников второго, четвертого и шестого классов, она приходит к выводу, что они в своих сочинениях используют больше слов, пишут быстрее и выражают лучше свои мысли, если пишут от руки, чем когда печатают на клавиатуре. [4]
Очевидной и важной является связь между каллиграфией и грамотностью письма, особенно в начальных классах. Прежде, чем написать букву, задуматься над тем, как правильно соединить её с другими буквами, ученик сначала решает, какую именно букву выбрать. Чем меньше времени будет затрачено на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделено чёткости написания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И, наоборот, чем более автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.
Садовникова И.Н. выявляет, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность учащихся следующим образом:
- Учащиеся, обладающие крупным почерком, труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
- Нечёткое, неряшливое написание букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствием их оптического или кинетического сходства.
- Подмечено, что чем выше скорость письма грамотность письма учащегося снижается (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма ученика. [2]
Таким образом, благодаря взаимосвязи в процессе письма руки и мозговой активности, занятия каллиграфией способствуют развитию у учащегося мышления, письменной речи, наблюдательности, памяти, внимания. Обучение каллиграфии очень важно как начальный, стартовый этап не только в формировании письменных навыков и грамотности школьника, но и его становления как мыслящей и творческой личности.
Список литературы
-
-
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой – С-Пб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, - 2004.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.
- James, K. H., Engelhardt, L. (2012). The effects of handwriting experience on functional brain development in pre-literate children Trends. Neuroscience and Education,1,(1), pp. 32–42.
- Berninger VW. (2008) Brain-Based Assessment and Instructional Intervention Dyslexia in Context: Research, Policy and Practice., pp. 90-119.