Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование умения осуществлять поиск информации в реляционных БД на основе использования запросов на выборку.
Задачи:
- Образовательные: формировать понятие логического выражения, операций отношения, формировать умение составлять запросы с использованием простых логических операций.
- Развивающие: способствовать развитию умения использовать межпредметные понятия в учебной, познавательной практике, осуществлять взаимодействие с педагогами и сверстниками.
- Воспитательные: способствовать формированию целенаправленной деятельности учащихся через применение ЭОР.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Предметные:
- умение записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
План урока
- Организационный момент (1-2 мин)
- Актуализация знаний (10-мин)
- Постановка проблемы (2 мин)
- Изучение нового материала (10 мин)
- Практическая работа (15 мин)
- Подведение итогов (5 мин)
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности (наличие тетрадей, учебников) определение отсутствующих учащихся к уроку
2. Актуализация знаний
- Как называется, информационная модель, представленная на слайде? (база данных)
слайд 2
- Назовите основное назначение БД? (хранение во внешней памяти компьютера и постоянное использование определенным образом организованных совокупностей данных)
- Что такое СУБД? (программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных)
- Организация поиска в БД и выборка отдельных записей строится на основе использования логических операций. Какие логические операции Вам известны? (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция)
Задание 1. (в парах)
Пусть a, b, c - логические величины, которые имеют следующие значения: а=ИСТИНА, b=ЛОЖЬ, с=ИСТИНА. Определить результаты вычисления следующих логических формул:
Вариант 1.
- а и b
- a или b и c
- НЕ (a и b и c)
Вариант 2.
- a или b
- а и b или c
- НЕ a или b и с
Взаимопроверка.
3. Формулирование проблемы, целей и задач
- Как в базе данных «Видеотека» найти следующую информацию: Фильм производства Франции, жанр «комедия», при этом имеющийся в наличии?
(слайд 3)
слайд 3
- Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них. Сегодня Вам предстоит научиться осуществлять выборку записей, удовлетворяющих какому-либо условию.
4. Изучение нового материала
Основным средством выбора необходимой информации из базы данных является - запрос.
Запросы в БД используются для просмотра, изменения и анализа данных различными способами. Они позволяют отобразить данные из нескольких таблиц, отсортировать их, отфильтровать, выполнить вычисления над группами полей и т.д. При этом никаких изменений в базовых таблицах не происходит. Результаты обработки сказываются только на содержании результирующей таблицы, которая имеет временный характер.
По умолчанию Ms Access создает запрос типа «выборка».
Запрос-выборка позволяет выбрать для просмотра группу записей из одной или нескольких таблиц в соответствии с заданными критериями. Такие запросы можно создавать автоматически, с помощью мастера, а также вручную.
В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения. Результатом выполнения логического выражения является логическое значение - это всегда ответ на вопрос истинно ли данное высказывание.
Для записи логических выражений используют знаки отношений. На слайде 4 представлены все возможные знаки отношений:
слайд 4
Работа с учебником. Стр. 105 вопрос 6
- В следующих простых логических выражениях поставьте вместо знаков вопроса такие знаки отношений, при которых эти выражения будут истинны в указанных записях баз данных. (слайд 5)
а) БД «Погода» запись 3.
ВЛАЖНОСТЬ ? 90
ОСАДКИ ? «дождь»
б) БД «Домашняя библиотека», запись 1.
АВТОР ? «Толстой Л.Н.» ГОД ? 1990
в) БД «Успеваемость», запись 4.
ФИЗИКА? 2
- Далее давайте рассмотрим как строятся запросы на выборку в СУБД Ms Access.
Работа с интерактивным справочником «Создание запроса на выборку в режиме конструктора в СУБД Access»
(режим доступа - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27f78195-1679-4d6f-9c1d-cbf6b4943da0/9_95.swf)
- Подведем промежуточные итоги. Какую роль выполняет условие выбора?- Что такое логическое выражение? Какое логическое выражение называется простым?
- Какие виды отношений используются в логических выражениях?
- Какими способами можно построить запрос в СУБД (вручную и при помощи конструктора)
- Что является результатом запроса? (результирующая таблица)
5. Практическая работа
Практическое задание №10
Тема: "Условия выбора и простые логические выражения".
- Открыть БД «Абитуриент.mdb».
- Создать запрос для выбора всех абитуриентов, окончивших школу 44.
- Создать запрос для выбора всех абитуриентов, не учившихся на подготовительных курсах.
- Создать запрос для выбора всех абитуриентов, получивших на экзамене по математике оценку не ниже 4.
- Создать запрос для выбора юношей-абитуриентов.
- Создать запрос для выбора всех абитуриентов, родившихся в 1991 году.
- Что данная БД содержит? Какие запросы можно было бы задать на основе той информации, которую вы видите?
- Теперь попробуем создать запросы для данной БД. Практическая работа 4.
6. Подведение итогов. Анализ выполнения практической работы
- Что новое вы сегодня узнали на уроке и чему удалось научиться?
- Что было непонятно?
- Что еще по этой теме вы хотели бы узнать?
Домашнее задание: ЕК ЦОР ДЗ №9.
Список литературы
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Залогова Л.А.; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.