Урок информатики и ИКТ по теме «Условия выбора и простые логические операции». 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8

Ключевые слова: информатика, логические операции


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование умения осуществлять поиск информации в реляционных БД на основе использования запросов на выборку.

Задачи:

  • Образовательные: формировать понятие логического выражения, операций отношения, формировать умение составлять запросы с использованием простых логических операций.
  • Развивающие: способствовать развитию умения использовать межпредметные понятия в учебной, познавательной практике, осуществлять взаимодействие с педагогами и сверстниками.
  • Воспитательные: способствовать формированию целенаправленной деятельности учащихся через применение ЭОР.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Предметные:

  • умение записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

План урока

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Актуализация знаний (10-мин)
  3. Постановка проблемы (2 мин)
  4. Изучение нового материала (10 мин)
  5. Практическая работа (15 мин)
  6. Подведение итогов (5 мин)

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности (наличие тетрадей, учебников) определение отсутствующих учащихся к уроку

2. Актуализация знаний

- Как называется, информационная модель, представленная на слайде? (база данных)

слайд 2

- Назовите основное назначение БД? (хранение во внешней памяти компьютера и постоянное использование определенным образом организованных совокупностей данных)

- Что такое СУБД? (программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных)

- Организация поиска в БД и выборка отдельных записей строится на основе использования логических операций. Какие логические операции Вам известны? (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция)

Задание 1. (в парах)

Пусть a, b, c - логические величины, которые имеют следующие значения: а=ИСТИНА, b=ЛОЖЬ, с=ИСТИНА. Определить результаты вычисления следующих логических формул:

Вариант 1.

  1. а и b
  2. a или b и c
  3. НЕ (a и b и c)

Вариант 2.

  1. a или b
  2. а и b или c
  3. НЕ a или b и с

Взаимопроверка.

3. Формулирование проблемы, целей и задач

- Как в базе данных «Видеотека» найти следующую информацию: Фильм производства Франции, жанр «комедия», при этом имеющийся в наличии?

(слайд 3)

слайд 3

- Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них. Сегодня Вам предстоит научиться осуществлять выборку записей, удовлетворяющих какому-либо условию.

4. Изучение нового материала

Основным средством выбора необходимой информации из базы данных является - запрос.

Запросы в БД используются для просмотра, изменения и анализа данных различными способами. Они позволяют отобразить данные из нескольких таблиц, отсортировать их, отфильтровать, выполнить вычисления над группами полей и т.д. При этом никаких изменений в базовых таблицах не происходит. Результаты обработки сказываются только на содержании результирующей таблицы, которая имеет временный характер.

По умолчанию Ms Access создает запрос типа «выборка».

Запрос-выборка позволяет выбрать для просмотра группу записей из одной или нескольких таблиц в соответствии с заданными критериями. Такие запросы можно создавать автоматически, с помощью мастера, а также вручную.

В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения. Результатом выполнения логического выражения является логическое значение - это всегда ответ на вопрос истинно ли данное высказывание.

Для записи логических выражений используют знаки отношений. На слайде 4 представлены все возможные знаки отношений:

слайд 4

Работа с учебником. Стр. 105 вопрос 6

- В следующих простых логических выражениях поставьте вместо знаков вопроса такие знаки отношений, при которых эти выражения будут истинны в указанных записях баз данных. (слайд 5)

а) БД «Погода» запись 3.
ВЛАЖНОСТЬ ? 90
ОСАДКИ ? «дождь»

б) БД «Домашняя библиотека», запись 1.
АВТОР ? «Толстой Л.Н.» ГОД ? 1990

в) БД «Успеваемость», запись 4.

ФИЗИКА? 2

- Далее давайте рассмотрим как строятся запросы на выборку в СУБД Ms Access.

Работа с интерактивным справочником «Создание запроса на выборку в режиме конструктора в СУБД Access»

(режим доступа - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27f78195-1679-4d6f-9c1d-cbf6b4943da0/9_95.swf)

- Подведем промежуточные итоги. Какую роль выполняет условие выбора?- Что такое логическое выражение? Какое логическое выражение называется простым?

- Какие виды отношений используются в логических выражениях?

- Какими способами можно построить запрос в СУБД (вручную и при помощи конструктора)

- Что является результатом запроса? (результирующая таблица)

5. Практическая работа

Практическое задание №10

Тема: "Условия выбора и простые логические выражения".

  1. Открыть БД «Абитуриент.mdb».
  2. Создать запрос для выбора всех абитуриентов, окончивших школу 44.
  3. Создать запрос для выбора всех абитуриентов, не учившихся на подготовительных курсах.
  4. Создать запрос для выбора всех абитуриентов, получивших на экзамене по математике оценку не ниже 4.
  5. Создать запрос для выбора юношей-абитуриентов.
  6. Создать запрос для выбора всех абитуриентов, родившихся в 1991 году.

- Что данная БД содержит? Какие запросы можно было бы задать на основе той информации, которую вы видите?

- Теперь попробуем создать запросы для данной БД. Практическая работа 4.

6. Подведение итогов. Анализ выполнения практической работы

- Что новое вы сегодня узнали на уроке и чему удалось научиться?

- Что было непонятно?

- Что еще по этой теме вы хотели бы узнать?

Домашнее задание: ЕК ЦОР ДЗ №9.

Список литературы

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Залогова Л.А.; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.