Конспект индивидуального логопедического занятия «Морские обитатели. Автоматизация звука [р]»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель:

  • автоматизировать произношение звука [р];
  • активизировать словарный запас по теме «морские обитатели».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • коррегировать произношение звука [р];
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать психические процессы: логическое мышление, память внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать пространственные представления;
  • профилактика оптической дисграфии.

Коррекционно-образовательные:

  • уточнять и расширять представления учащегося о морских обитателях;
  • активизировать и обогащать словарь учащегося по данной теме;
  • закреплять умение выделять нужный звук в словах.

Воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль в речи;
  • воспитывать интерес к изучению морских обитателей.

Здоровьесберегающие:

  • обеспечивать психологическую безопасность личности учащегося (психологически комфортная организация режимных моментов, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения учителя-логопеда и учащегося);
  • использовать приемы релаксации во время логопедического занятия;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • соблюдать правильную посадку учащегося;
  • способствовать укреплению мышц стоп, профилактике плоскостопия.

Материалы и оборудование: картинка батискафа, звуковая дорожка с изображением батискафа, ракушки, рыбки, «драгоценные камни», 5 колпачков (настольная игра «Скоростные колпачки»), фонарик, ортопедические массажные коврики «ОРТО», сетка с морскими обитателями.

Использование компьютерных технологий: артикуляционная гимнастика в презентации, аудиозапись с шумом моря.

I. Организационный момент с включением элемента релаксации

- Костя, я бы хотела предложить тебе помочь сделать украшение для мамы из драгоценных камней. Но сначала ты угадаешь, где мы сейчас окажемся.

Играет аудиозапись «Шум морского прибоя».

- Закрывай глаза, садись поудобнее. Дыши медленно и легко.

- Костя, прислушайся! Что это за шум? (Это шум моря)

- Открывай глаза…

- Правильно, это шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

II. Создание конфликтной ситуации, сообщение темы занятия

- Сейчас море спокойное, но недавно случилась неприятность… Корабль, который доставлял нам драгоценные камни, попал в шторм и потерпел крушение. Поэтому нам сегодня придется опустить на дно морское и разыскать драгоценности. Но морские обитатели просто так их нам не отдадут, они подготовили для нас задания. Все задания будут связаны с одним звуком, над которым мы давно работаем. А также он встречается в названиях драгоценных камней. Послушай и назови мне его: сапфиР, изумРуд, гРанат.

- С каким звуком будут связаны все задания?

Ответ учащегося

- Давай мы сейчас с тобой опустимся на морское дно. А ты знаешь, как мы это сделаем?

Ответ учащегося

- Нужно сесть в батискаф. А ты знаете что такое батискаф? – это специальный аппарат для путешествия под водой.

III. Основной этап занятия

Артикуляционная гимнастика

- Чтобы запустить батискаф нужно выполнить определенные действия. Посмотри на приборную панель, здесь нужно нажать кнопку и выполнить упражнение: качели, лошадка, грибок, моторчик.

- Заводим мотор…обрати внимание, где был язык? (язычок наверху, ударяется об альвеолы, горло работает).

- рррРРР…

Дыхательная гимнастика

- Всё! мотор завелся. Можно отправляться в путь. Спустить батискаф на воду!

Изолированное произношение (Звуковая дорожка)

- Продолжает работать мотор… Наш батискаф опустил нас на морские глубины, давай полюбуемся красотой морского дна и обитателями моря.

Автоматизация звука в слогах, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие чувств ритма

- Посмотри на карточку, ракушки и рыбки нам подготовили задание. Нужно выложить рисунок на морском дне и прочитать слоги, меняя силу голоса (ракушки – произносим тихо, спокойно; рыбки - громко, быстро)

- Послушай внимательно и повтори слоги на песке: РО-РЭ-РО РУ-РА-РУ

- Ты умница и справился с заданием от рыбок и ракушек. Но драгоценностей у них не оказалось. Значит, продолжим поиски!?

Автоматизация звука в словах, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мышления

(Игра с фонариком «4 лишний»)

- Мы опускаемся всё глубже и глубже. Нужно включить прожектор. Посмотри, что за рыбы здесь плавают, и скажи, кто же здесь лишний? (МоРж, кРаб, осьминог, омаР)

- Ну вот ты справился с заданием и нашел лишнего обитателя. Твои ответы им понравились, поэтому они решили продолжить испытания.

Автоматизация звука в словосочетаниях, динамическая пауза, направленная на развитие пространственных представлений

(ортопедические массажные коврики «ОРТО»)

Морской конек

Морской котик

Морская звезда

Морской дракон

Морская черепаха

Морской леопард

- Сейчас ты будешь ходить по морскому дну (по ортопедическим массажным коврикам) и называть морских обитателей, «проплывающих» рядом.

- Назови морского обитателя, который находится:

  • В левом нижнем квадрате (морская черепаха);
  • В правом центральном квадрате (морской дракон);
  • В левом верхнем квадрате (морской конек);
  • В левом нижнем квадрате (морской котик);
  • В правом центральном квадрате (морская звезда);
  • В левом верхнем квадрате (морской леопард);

- Какой ты молодец и произносил названия морских обитателей правильно. Но драгоценностей у них не оказалось. Ищем дальше…

Автоматизация звука в предложениях, развитие зрительного и слухового внимания, мышления, пространственных представлений

- Посмотри, на приборной панели батискафа стоят колпачки. Тебе необходимо расставить колпачки по цветам в последовательности, которую я сейчас тебе скажу. И если мы правильно расставим колпачки, то узнаем, кто прячет драгоценности.

- Давай подойдем к сетке с морскими обитателями и найдем на ней морскую звезду, омара и краба. У них и спрятаны наши драгоценные камни.

Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
Рефлексия с включением элемента релаксации

- Давай посмотрим, какие драгоценные камни нам отдали морские обитатели?
САПФИР, ИЗУМРУД, ГРАНАТ.

- И вот настал момент подводить итог. Давай вспомним, Какие задания ты выполнял?

- Какие задания вызывали трудности?

- Какие задания тебе понравились?

- Получается, ты справился с заданиями?

А какой звук чаще всего встречался во всех заданиях?

- Молодец! Драгоценные камни ты заслужил своим упорством, трудом и знаниями! Ты верно произносил звук [р] и правильно выполнял задания.

- Ты получил драгоценные камни, и теперь мы можем сделать украшение для мамы!

Играет аудиозапись «Шум морского прибоя».

- А сейчас закрывай глаза, расслабься, садись удобнее...

- Нам пора возвращаться в школу, возьми с собой драгоценности для мамы.

- Открывай глаза…