Первая дидактическая игра – «Светофор»
Цели игры:
- Закреплять представления детей о назначении светофора, о его световых сигналах.
- Учить различать цвета - красный, желтый, зеленый.
Материал:
- Большие цветные картонные круги (красный, желтый, зеленый).
- Маленькие цветные картонные круги (красные, желтые, зеленые) по 6 штук каждого цвета (по числу игроков).
- Загадки.
Эта игра кажется проста в своем применении и изготовлении материала, но она очень эффективна! Поэтому игра «Светофор» есть практически во всех группах нашего Центра и используется воспитателями очень давно. Рабочий материал по мере необходимости обновляется.
В игре могут участвовать от 2 до 6 человек. Она имеет несколько вариантов:
Вариант 1.
Ведущий раздает детям маленькие кружки красного, зеленого, желтого цвета, обозначающие сигналы светофора. Последовательно показывает детям свои большие круги («переключает светофор»). Дети находят аналогичные кружки у себя и показывают их, объясняют, что обозначает каждый сигнал светофора.
Вариант 2 (усложненный).
Ведущий раздает детям кружки красного, зеленого, желтого цвета. Затем читает загадки, а дети находят и показывают соответствующие кружки. Загадки имеют два уровня сложности (с названием света и без названия).
Загадки к дидактической игре «Светофор»:
- Этот свет - предупрежденье:
Жди сигнала для движенья. - Этот свет нам говорит:
«Стой! Опасно! Путь закрыт!» - Этот свет нам говорит:
«Пешеходам путь открыт!» - Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет! - Желтый свет на пути
- Приготовьтесь идти! - Свет зеленый впереди
- Вот теперь переходи! - Вот зажегся этот свет
– Всем известно - хода нет. - С вами так условимся:
На этот - приготовимся. - А какой нам говорит:
«Проходите, путь открыт!» - Если желтый свет в окошке,
Подожди еще немножко. - Самый строгий - красный свет,
Стой! Дороги дальше нет! - Вот горит зеленый свет,
- Вспыхнул впереди,
- Скажет он: «Препятствий нет!
- Смело в путь иди».
Вариант 3.
- Подвижная игра.
Все дети «пешеходы». Ведущий по очереди показывает большие круги - «сигналы светофора». Когда поднимает «зеленый» - дети перемещаются по пространству, бегают, прыгают. При «красном свете» - дети замирают на месте, стоят. При «желтом» сигнале - дети выстраиваются в шеренгу.
Кто ошибся, выбывает из игры.
Вторая игра – «Угадай дорожный знак»
Аналог этой игры есть в промышленности. Однако знаки там мелкие, сложные, в единственном экземпляре. Поэтому материал доработала, адаптировала и получила свою игру "Угадай дорожный знак» именно для наших воспитанников, детей с ОВЗ.
Цель игры:
- Учить детей различать дорожные знаки.
- Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
- Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал:
- Карточки - дорожные знаки, карточки-загадки.
Вариант 1.
Ведущий раздает детям наборы карточек со знакомым изображением дорожных знаков.
Ведущий называет дорожный знак. Дети у себя на карточках находят и показывают этот знак, рассказывают, что он обозначает.
Вариант 2.
Ведущий раздает детям наборы карточек с изображением знакомых дорожных знаков.
Ведущий читает загадки (их 10). Дети находят и показывают соответствующую карточку-отгадку, объясняют, как называется дорожный знак и, что он обозначает.
Выигрывает тот, кто правильно назовет и покажет дорожные знаки.
Загадки к дидактической игре «Угадай дорожный знак»:
- Этот знак, ну, очень строгий,
Коль стоит он на дороге,
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!» (Движение запрещено) - Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно. Дети) - Если долгим был твой путь,
Надо лечь и отдохнуть.
Этот знак нам говорит:
«Здесь гостиница стоит!» (Гостиница) - Мчат по улицам машины.
Там хозяйничают шины.
Иди под землю пешеход,
Там ... подземный переход. (Подземный переход) - В этом месте пешеход
Транспорт терпеливо ждет.
Он пешком устал стоять,
Пассажиром хочет стать. (Место остановки автобуса) - Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты водитель, не грусти,
Пешехода пропусти. (Пешеходный переход) - В дождь и ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено». (Движение пешеходов запрещено) - Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечится дальше скажут. (Пункт первой медецинской помощи) - Шли из школы мы домой,
Видим - знак над мостовой.
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка) - Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нём забор,
Шоссе закрыто на запор,
И что это за знак? (Железнодорожный переезд)
Эти две игры помогли нам лучше подготовить детей к участию в КВН.
Представлю Вам третью, новую настольную игру, которую мы с детьми сделали этим летом.
Игра «Наша улица»
Цель игры:
- Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
- Учить детей различать и запоминать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.
- Учить передвигаться по игровому полю, выполнять правила игры.
Материал:
- Игра состоит из игрового поля, фишек (для младших детей используем фишки с изображением животных) и кубика.
- В игре могут принимать участие от 2 до 6 игроков.
Ход игры:
Перед началом игры ведущий рассматривает с детьми макет улицы, повторяет названия дорожных знаков, сигналы светофора.
Игроки ходят по очереди, кидая кубик.
Фишка игрока может перемещаться в любую сторону по выбору по кружочкам. Попав на желтый кружок - ребенок объясняет дорожный знак, попав на красный - двигается по стрелке назад, пропуская ход.
Выигрывает тот игрок, кто первым дойдет до Больницы, Магазина, Школы, но игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не придет к месту назначения.
Все эти три игры помогают закрепить знания наших детей с ОВЗ о правилах дорожного движения и дорожных знаках, воспитывают умение самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.