Программа тренинговых занятий для пятиклассников "Полоса испытаний"

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 5

Ключевые слова: программа, тренинг


Пояснительная записка

Обучение в 5-м классе - особенный этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача привыкания к непривычным пока еще условиям: множество учебных предметов, новые учителя и т.п. Этими причинами обусловлена относительно высокая тревожность пятиклассников, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта пятиклассников. В настоящее время разработано большое количество программ по данному вопросу. В вопросам адаптации в среднем звене обращают пристально внимание многие психологи: Цукерман Г.А., Битянова М.Р., Прихожан А.М., Родионов В.А., Коблик Е.Г. и др.

Предлагаемая программа призвана повысить адаптивные возможности пятиклассников, а значит, может быть применена в условиях образовательной школы.

Программа составлена для 5 класса с учетом предварительной диагностики. В рамках социопсихологического мониторинга были использованы методики, рекомендованные Региональным социопсихологическим центром г.Самары:

  • методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника - вариант методики Т.Дембо и С.Я.Рубинштейна, выполненный А.М.Прихожан;
  • методика диагностики эмоционального отношения к учению в средних и старших классах - модифицированный опросник Ч.Д.Спилбергера, выполненный А.Д.Андреевой.

Дополнительно проведена социометрия для определения эмоциональных предпочтений учащихся.

По результатам социопсихологического мониторинга у учащихся этого класса выявлен высокий уровень тревожности (35%) и негативных переживаний (57%). Учащиеся предъявляют завышенные притязания по критериям “Способности”- 84%, “Ученик» - 68%, «Здоровье», «Характер», «Ум» и “Внешность”- около 60%, но в тоже время по шкале “Авторитет” у 40% учащихся и по умственным способностям у 32% детей выявлена низкая самооценка. Социометрические данные указывают на сложные взаимоотношения в классе.

Безусловно, подобные проявления требуют проведения совместной работы психолога, классного руководителя и родителей. Со стороны психолога проведены индивидуальные и групповые консультации с родителями по результатам обследования в классе; намечен план совместных профилактических бесед с учащимися; тренинговые занятия.

Цель программы: улучшить психоэмоциональный климат в классе.

Задачи программы:

  • формировать умение работать в коллективе;
  • помочь осознать и принять собственную уникальность и неповторимость каждого;
  • развивать способность управлять своим эмоциональным состоянием;
  • формировать продуктивные способы общения между детьми.

Участники: подростки 11-12 лет.

Продолжительность: 6 занятий по 40 минут (по одному занятию в неделю)

Структура программы:

  1. Вводная часть (знакомство с целью занятий, общими правилами общения, создание комфортных условий для занятий).
  2. Основная часть (формирование практических навыков общения и взаимодействия учащихся, принятие своего образа «Я», освоение способов регуляции эмоционального состояния).
  3. Заключительная часть (рефлексия приобретенных умений, сознательное применение коммуникативных навыков)

Структура занятий:

  1. Приветствие (установление эмоционально-позитивного контакта психолога с детьми, формирование направленности на сверстников).
  2. Разминка (упражнения для настроя, подготовки к основной теме занятия, формирования групповой сплоченности).
  3. Основная часть (психотехнические упражнения, игры, функциональные техники).
  4. Обсуждение итогов занятия (рефлексия эмоциональной и смысловой оценки содержания занятия).
  5. Ритуал прощания (создание атмосферы доверия и принятия в группе).

Методы и техники: ролевые игры, дискуссии, психотерапевтические упражнения, рисуночная арт-терапия.

В ходе реализации данной программы планируется улучшение психоэмоционального климата в классе, повышение уровня сплоченности детей. Для занятий желательно иметь просторное светлое помещение, магнитофон (для релаксационных и арт-терапевтических упражнений), фломастеры, карандаши, бумага, ватман, театральные реквизиты для инсценировки.

Цель программы: улучшить психоэмоциональный климат в классе.

Категория обучающихся: подростки 11-12 лет.

Срок обучения: 6 занятий (1,5месяца).

Режим занятий: 40 минут 1 раз в неделю.

Наименование тем

Всего
мин.

В том числе

Форма контроля

Теор.

Прак.

Вводная часть

40

10

30

 

1.1

Введение в тренинг. Принятие правил общения.

10

10

 

Выполнение правил

1.2

Снятие напряжения

15

 

15

Наблюдение

1.3

Прояснение системы взаимоотношений в группе

10

 

10

Наблюдение

1.4

Подведение итогов занятия

5

 

5

Рефлексия

Основная часть

160

80

 

 

2

Мои достоинства и недостатки

40

10

30

 

2.1

Создание рабочего продуктивного настроения.

5

 

5

Наблюдение

2.2.

Осознание своих сильных и слабых сторон

20

5

15

Рефлексия

2.3

Снятие эмоционального напряжения

10

 

10

Наблюдение

2.4

Подведение итогов занятия

5

5

 

Рефлексия

3

Дружба начинается....

40

10

30

 

3.1

Создание рабочего продуктивного настроения.

5

 

5

Наблюдение

3.2

Развитие внимания участников друг к другу

5

 

5

Наблюдение

3.3

Ролевые игры

20

5

15

Наблюдение за изменениями в поведении

3.4

Подведение итогов занятия

10

5

5

Рефлексия

4

Конфликт или взаимодействие

40

10

30

 

4.1

Создание положительного эмоционального настроя

5

5

5

Проведение эмоциональной разминки

4.2

Алгоритм решения конфликтов

25

5

20

Разбор и запись алгоритма

4.3

Подведение итогов занятия

5

 

5

Рефлексия

5

Я поступаю так...

40

10

30

 

5.1

Диагностика эмоционального состояния

5

 

5

Анализ результатов

5.2

Освоение способов эмоционального регулирования

30

10

20

Выполнение спец.упражнений

5.3

Подведение итогов занятия

5

 

5

Рефлексия

6

Слагаемые дружбы

40

 

 

 

6.1

Экспресс-диагностика эмоциональных предпочтений

10

 

10

Результаты диагностики

6.2

Повышение самооценки участников

5

 

5

 

6.3

Формирование навыков совместной работы

10

3

7

Анализ результатов работы

6.4

Оценка ценностных ориентаций группы

10

5

5

Рефлексия

6.5

Подведение итогов курса занятий

5

 

5

Рефлексия

Занятие 1. Введение в тренинг. Принятие правил общения

Цель: определить суть тренинговых занятий.

Задачи:

  • формировать представления о психологическом тренинге;
  • обсудить и принять правила общения.

Содержание

Приветствие ведущего и представление участников группы.

Ведущий: «Ежедневно каждый из нас выполняет определенные действия, правила (например, режим дня, правила поведения за столом, правила поведения на дороге и в транспорте, правила правописания и т.д.) К чему приводит нарушение правил? (ослабление здоровья, травмы, отрицательные отметки и т.д.)

Предлагаю принять правила общения для нашей группы (выписать на отдельный лист крупно или на доску)».

Правила группы:

  • Обращение по имени (изготовление визитки)
  • Говорить по очереди
  • Проявлять активность
  • Правило стоп и т.д.

Ведущий: «Придумать правила легче, чем их соблюдать. Нам предстоит пройти через полосу испытаний в виде увлекательных заданий. Удачное их выполнение будет приближать нас к общей цели - укрепление дружбы».

Разминка

Упражнение «Каракули»

Цель: снизить напряжение участников занятия.

Инструкция: Возьмите простой карандаш в нерабочую руку и с закрытыми глазами порисуйте каракули на листе бумаги. Рисуйте, пока не надоест.

Откройте глаза, поверните лист в разные стороны. Постарайтесь увидеть какой-то образ, найти что-то знакомое. Обменяйтесь своими рисунками с соседом по парте. Дорисуйте в его рисунке то, что считаете нужным. Верните друг другу рисунки. Нравится вам, как изменился рисунок? Добавьте к рисунку изменения карандашами и красками, попробуйте дать ему название.

Давайте устроим выставку ваших работ. Чей рисунок вам понравится, на том оставьте свою подпись.

Вывод: все мы разные, у каждого свой взгляд, свое мнение. Ведь как было бы скучно, если бы все думали одинаково.

Основная часть

Упражнение «Паутина»

Цель: прояснить систему взаимоотношений в группе, выявить лидеров, показать важность умения договориться без слов (невербально).

Ведущий: «Попробуем разгадать каракули из ваших сцепленных рук. Для начала нужно выбрать ведущего (ведущих). Выбранный участник выходит из класса, а мы будем запутывать свой круг. Ведущий должен распутать круг, не расцепляя рук. Помощь можно оказывать, но только без слов.
Как вы определили ведущего? Все ли согласны с выбором? Успешно ли справился ведущий?

Подведение итогов занятия

Ведущий говорит о том, что в отношениях между людьми тоже существуют трудности (нити паутины), но при желании их можно распутать, прояснить. Совместно пройдена часть полосы испытаний.

Ритуал прощания

Ведущий благодарит всех за участие, участники обмениваются знаками внимания.

Занятие 2. Мои достоинства и недостатки

Цель: развивать умение учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.

Задачи:

  • актуализация представлений о слабостях и достоинствах человека как естественных сторонах личности;
  • создать позитивный настрой на принятия себя;
  • помочь осмыслить необходимость улучшения своих положительных качеств.

Содержание

Приветствие

Разминка

Упражнение «Коллективный счет»

Инструкция: группа должна без предварительного договора вести счет без ошибок. Одну цифру может произнести только один участник, другую - следующий. Ошибок бывает много, дети путаются, делают много проб. Ведущий делает вывод о том, что идеального выполнения задания не получилось, и идеальных людей не существует. Неповторимость каждого из нас не только в наших сильных проявлениях, но и в слабостях. Дети приводят примеры.

Основная часть

Участникам предлагается работа над пиктограммой «Мой дракон». Изображенные головы дракона-это слабости (недостатки). Ребята подписывают каждую голову, затем листы переворачиваются, складываются пополам, на них необходимо написать о человеческих достоинствах, которые помогут преодолеть слабости (лень - трудолюбие, невнимательность - усидчивость).

Упражнение «Массажер»

Цель: снять напряжение и эмоциональную усталость.

Участники встают по кругу в затылок друг другу, поглаживают впереди стоящего человека по плечам, слегка похлопывают, проводят сверху вниз по рукам.

Обсуждение итогов

Все люди стремятся быть счастливыми. Чтобы преуспеть в этом, нет другого пути, как стараться преодолеть свои слабости и укрепить свои достоинства, т.е. укротить своего дракона. Сегодня мы продвинулись еще на несколько шагов вперед по полосе испытаний.

Ритуал прощания

Занятие 3. Дружба начинается...

Цель: помочь освоить способы взаимодействия с окружающими.

Задачи:

  • создать рабочее продуктивное настроение в группе;
  • оказать поддержку неформальным лидерам.

Содержание

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка.
  • Упражнение «Если весело живешь, то делай так».

Вся группа повторяет за ведущим какое-либо веселое движение (притопы, хлопки), при этом произнося слова: «Если весело живешь, то делай так». Упражнение повторяется несколько раз, чтобы участниками побывали многие дети.

Основная часть

Работа в парах «Я и мое имя»

Каждый записывает варианты имени своего соседа на листочке, затем обмениваются между собой. Наилучшие варианты отмечаются каким-либо знаком.

Упражнение в тройках «Чем мы похожи?»

Дети делятся на тройки по сигналу ведущего и пытаются найти качества, объединяющие их между собой (увлечение, способность и т.д.)

Инсценировка сказки «Репка»

Лидеры группы распределяют роли и подбирают соответствующий роли реквизит.

(Репке - зеленые ленты, Дедуле - кепку, бабуле - платочек, внученьке - ленту, Жученьке - «ушки», Кисуле - бантик, Мышуле -усики и хвостик).

После инсценировки обсуждается смысл сказки. Взаимопомощь и общее дело спосбно заключить перемирие между участниками сказки

Рефлексия

Доброе, ласковое обращение приятно каждому. Совместно определение качеств, необходимых для дружбы.

*Притча о завещании отца своим сыновьям (разломать веник можно по веточке, но не целиком).

Ритуал прощания

Занятие 4. Конфликт или взаимодействие

Цель: развивать навыки общения и разрешения конфликтов.

Задачи:

  • научить свободно высказывать свое мнение;
  • формировать умение понимать чувства других людей.

Материалы:

  • небольшая чаша (кувшин),
  • мяч,
  • плакат с правилами обсуждения.

Приветствие

Разминка

Упражнение «Назови чувство»

Участники передают мяч по кругу, называют чувства: одно положительно, другое отрицательное.

Основная часть

Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»

Цель: продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

Инструкция: «За 30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение. Одно касание - 1 очко. Победа достается той паре игроков, которая наберет больше всего очков».

Обсуждение упражнения по вопросам:

  1. Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?
  2. Как люди договариваются о том, кто будет принимать решения, а кто подчиняться?

Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»

Цель: представить несколько вариантов решения конфликтной ситуации.

Ведущий говорит о том, что конфликты - это часть нашей жизни. Люди ведут себя в конфликтах по-разному. Что чувствуют они при этом?

Ведущий описывает спорную ситуацию, а ребята обсуждают ее по правилам:

  • Выдвигайте свои идеи.
  • Не осуждайте чужие идеи.
  • Предлагайте как можно больше идей!

Ситуации для обсуждения:

  • кто-то дразнит, обзывает тебя;
  • учитель несправедливо обвиняет в списывании на контрольной работе;
  • во время урока сосед колет тебя ручкой.

После записи всех возможных вариантов, выбираются два лучших.

Обсуждение упражнения:

  • В чем причины конфликтов?
  • Как можно предотвратить конфликт?
  • Что чувствует во время конфликта обиженный и обидчик?
  • Какое поведение помогает достойно выйти из конфликта?

Обсуждение итогов

Участники высказываются о том, что понравилось, что удивило, чем остались довольны, какие вопросы хотели бы задать?

Сегодня мы совершили еще несколько главных шагов по полосе испытаний и с пользой для себя!

Ритуал прощания

Занятие 5. Я поступаю так

Цель: развивать навыки произвольного контроля настроения.

Задачи:

  • учить понимать свое состояние и обозначать его словами;
  • предоставить способы регуляции психоэмоционального состояния.

Содержание

Приветствие

Разминка

Продолжи фразу: «Настроение - это...»

Упражнение «Цвет моего настроения»

Участники выбирают и записывают на листах предпочитаемый цвет по порядку.

Основная часть

Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»

Ведущий, опираясь на опыт детей, воссоздает чувства, определяет действия в подобных ситуациях.

Обсуждение темы занятия:

  • Как реагирует на обиду человек уверенный, неуверенный, агрессивный?
  • Что чувствует сам обидчик?
  • Как выразить обиду?

Упражнение «Рисуем обиду»

Ведущий просит вспомнить ситуацию и нарисовать обиду. После рисования необходимо обсудить рисунки по желанию, найти объединяющие их признаки.

Упражнение на релаксацию

Участники закрывают глаза, сосредотачиваются на дыхании, представляют себе зажатую в кулак обиду, напрягают мышцы рук. Затем расслабляют мышцы, опускают обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части.

Обсуждение итогов занятия

Ритуал прощания

Занятие 6. Слагаемые дружбы

Цель: способствовать сплочению группы.

Задачи:

  • поощрять проявление дружеских качеств;
  • следить за соблюдением принятых правил.

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Король (королева) на 5 минут»

Цель: экспресс-диагностика эмоциональных предпочтений участников группы. Любой участник собирает себе свиту, касаясь плеча того или иного участника. Выбранный встает за спину короля и сопровождает его, храня молчание. Выигрывает тот, чья свита больше. Упражнение повторяется несколько раз (или группа делится пополам).

Основная часть

«Говорящие очки»

Цель: повышение самооценки.

Участник группы обращается со словами к любому из группы со словами: «Наяву, а не во сне, что хорошего во мне?» Выбранный участник называет положительное качество, проявление внимания. Упражнение повторяется несколько раз, чтобы участвовали все желающие.

Упражнение «Совместный рисунок»

На большом листе ватмана участники изображают свое представление о дружбе. У каждого участника свой карандаш, фломастер. Завершенному, рисунку дается общее название, связанное с дружбой.

Упражнение «Что важно для дружбы?»

Каждый участник выписывают 3 важных качества, необходимых для дружбы. Ведущий с помощниками составляет общий список из качеств.

Обсуждение итогов занятия

Полученный общий рисунок и качества переносятся в классный кабинет.

Ритуал прощания

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Москва: Академия. 1997г.
  2. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003
  3. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  4. Журнал «Школьный психолог» №13, 2008.
  5. Фопель К. Психологические группы. Москва: Генезис. 2004г.
  6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Москва: Генезис 2003г.