Знакомство с баяном и аккордеоном для воспитанников старшей и подготовительной групп ДОУ
У каждого народа есть свой особо любимый им народный инструмент. В России такими инструментами по праву считаются баян и аккордеон. Несмотря на свою популярность во многих странах, эти инструменты прочно заняли свое место в ряду русских народных инструментов. И хотя биография баяна-аккордеона значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами истории музыкальной культуры русского народа от прошлого века до наших дней.
Очень важно в наши дни не потерять приоритет народных инструментов, как исконно русских инструментов, выражающих дух народа, его особое мироощущение, миропонимание, и по праву завоевавших народную любовь еще в прошлом веке. Недаром музыкальный инструмент баян носит имя легендарного певца-сказителя Киевской Руси.
Педагоги и воспитанники нашей школы искусств ведут кропотливую и плодотворную работу по популяризации исполнительства на русских народных инструментах, тесно сотрудничая с педагогическими коллективами общеобразовательных школ и ДОУ п. Свердловский.
Сценарий
Баянист – Здравствуйте, ребята.
Аккордеонист – Здравствуйте, мальчики и девочки.
Баянист - Дорогие ребята, очень скоро вы станете взрослыми и пойдете учиться в школу. Там вы научитесь читать, писать и считать.
Аккордеонист - Но есть у нас особенная школа. Она называется «школа искусств». В этой школе дети учатся петь, танцевать, рисовать и даже играть на музыкальных инструментах. Мы работаем в этой особенной школе, в школе искусств.
Баянист – Сегодня мы пришли к вам в гости не одни, а со своими любимыми музыкальными инструментами. Мой любимый музыкальный инструмент – баян. Посмотрите, какой он красивый, с золотыми узорами (ставит на столик).
Аккордеонист – А мой любимый музыкальный инструмент – аккордеон. Посмотрите, какой он нарядный, блестящий (ставит на столик).
Баянист – Ребята, а вы нас внимательно слушали? Скажите, как называется мой любимый музыкальный инструмент? (показывает на баян). Правильно, баян.
Аккордеонист – А как называется мой любимый музыкальный инструмент? Кто ответит? (показывает на аккордеон). Правильно, аккордеон.
Баянист – А сейчас задание потруднее.
Баян и аккордеон – родные братья. И их часто путают.. Ну-ка, посмотрите повнимательнее и скажите, чем отличаются друг от друга баян и аккордеон? Правильно, у баяна слева кнопочки-басы, а справа кнопочки, похожие на пуговички.
Аккордеонист – А у аккордеона слева тоже кнопочки-басы, а справа – белые и черные клавиши, как у пианино, рояля и синтезатора. А еще наши инструменты по-разному звучат.
Баянист – У баяна голос более строгий, сдержанный. Послушайте, как он звучит (играет).
Русская народная песня «Степь да степь кругом»
Аккордеонист – А у аккордеона голос звонкий, веселый. Послушайте, ребята (играет).
П.Пиццигони «Свет и тени»
Баянист – Наши инструменты живые, они могут дышать. Если вы будете сидеть очень тихо, то сможете услышать, как дышит баян (играет на воздушном клапане).
Аккордеонист – А теперь послушайте, как дышит аккордеон (играет на воздушном клапане).
Баянист – Наши инструменты дышат благодаря меху. Вот он (показывает), расположен посередине. Мех – это легкие баяна и аккордеона.
Аккордеонист - У каждого человека тоже есть легкие. Благодаря им мы можем дышать, говорить, петь, радоваться жизни.
А вы, ребята, умеете дышать? Ну-ка, покажите. Молодцы!
Баянист - Без воздуха баян и аккордеон звучать не могут. Как бы мы не старались нажимать на кнопочки или клавиши – инструменты молчат (даем детям проверить).
Аккордеонист - Но стоит нам повести мех, и вот они запели (играем).
А еще аккордеон может петь разными голосами. У аккордеона есть особенные клавиши – регистры. Вот они: и справа, и слева (показывает). Именно регистры помогают аккордеону менять голос. Сейчас я нажму одну-единственную клавишу, а моя помощница будет нажимать по очереди разные регистры. Ну а вы, ребята, слушайте внимательно, что будет происходить со звуком.
Баянист - Что же происходило со звуком? Правильно, звук менялся.
Аккордеонист - Есть среди вас кто-нибудь смелый? Кто хочет попробовать сам переключать регистры?
(приглашает ребенка)
Баянист – Чтобы на инструментах можно было играть звуки высокие, низкие, средние, к каждой кнопочке и клавише присоединен язычок. Мы знаем, что у каждого человека тоже есть язычок, который помогает нам разговаривать.
Аккордеонист - Ребята, а где у вас находится язычок? Я думаю, вы все знаете, что язычок показывать нельзя. Это некрасиво. Вот и баян с аккордеоном тоже прячут свои язычки. Вот здесь (показывает на корпус).
Баянист - Баян и аккордеон очень дружны, как все родные братья. Они могут и грустить, и веселиться. Послушайте, как красиво они звучат вместе.
Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет», А.Доренский «Веселое настроение».
Аккордеонист – А еще у баяна и аккордеона есть сестрички – гармошки. В России они появились около 200 лет назад и очень скоро стали любимыми народными инструментами. В каждой области делали свои особые гармошки: в Туле – тульские, в Саратове – саратовские, в Ельце – Елецкие (показ слайдов). Вы ведь знаете, что все девчонки любят наряжаться. Вот и гармошки всегда яркие, нарядные. Да еще любят украсить себя бубенцами и колокольчиками, чтобы петь еще звонче и заливистей. Послушайте, как звучат гармошки (видеозапись: ансамбль русских гармошек «Купина»).
Баянист – наши инструменты: баян и аккордеон, любят во многих странах мира. На них играют не только в России, но и в Италии, и во Франции, и в Германии, и в Румынии. Они любимы народом. Поэтому их и называют народными инструментами. Без них не обходится ни один праздник. С ними и петь, и танцевать веселее (поем с детьми одну песенку, танцуем - движения под музыку).
Аккордеонист – Ребята, мы очень рады встрече с вами. Если вы нас пригласите, мы придем к вам еще раз, но уже не одни. Мы приведем с собой таких же мальчиков и девочек, как и вы, только чуть-чуть постарше. Они уже ходят в нашу школу искусств и учатся играть на баяне и аккордеоне.
Баянист - Наши ученики с удовольствием исполнят для вас свои любимые музыкальные произведения. Ну а сейчас пора прощаться. До свиданья!
Аккордеонист - До новых встреч!