Времена глаголов. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: времена глаголов


Задачи урока:

  • Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
  • Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
  • Воспитывать в учащихся познавательный  интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

- Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные  УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оказывать взаимопомощь.
    Предметные - получить знания об изменении глаголов по временам.

Ход урока

1. Мотивационный этап 

1.1. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги!

Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись все и сели!

Я  вижу ваши улыбки и искренне надеюсь на то, что хорошее настроение сохраниться у вас на протяжении всего урока.

- Сегодня вы будете работать по группам. Ответственными в группах будут: Юля, Маша, Оксана.

Вам нужно будет оценивать работу в группе после выполнения каждого задания, а в конце урока оценить работу каждого члена группы.

1.2. Определение темы и целей урока

- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку.

1)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (время)

2)

Что возвратить нельзя? (время)

- Скажите, где мы уже встречались с понятием «время»?

1 группа: С понятием время мы работали на уроках математики. Учились определять время, познакомились с единицами времени?  На уроках окружающего мира мы знакомились с временами года.

2 группа: На уроках литературного чтения часто работаем с пословицами и поговорками. Вот некоторые пословицы и поговорки о времени:

  • Делу время – потехе час.
  • Деньги пропали - наживёшь, время пропало – не вернёшь.
  • Порядок время бережёт.
  • Время всему учит.
  • Вчерашнего дня не воротишь.
  • Минута час бережёт.

- Вчера на уроке познакомились с произведением, которое называется «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». В нём главный герой  не ценил время, поэтому мог бы не выполнить работу в назначенных срок.

- Где ещё мы можем встретиться с понятием время?

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

- Что же такое время?

3 группа: В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

- Как же это понятие связано с уроком русского языка?

- С какой частью речи мы работаем на уроках русского языка?

- Как вы думаете, как эта тема связана с понятием «время»?

- Сформулируйте тему урока. (Времена глагола)

- Какие учебные задачи мы будем решать?

Узнаем , какие формы времени имеет глагол, будем учиться определять время у глаголов.

- Оцените работу вашей группы.

2. Организационно-деятельностный этап

2.1. Новая тема

- Отгадайте загадку.

Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года? (весна)

- Как вы думаете, почему я вам загадала  такую загадку?

- А сейчас вы будете работать в группах по карточкам.
Возьмите розовую карточку.

1 группа: Ярче  греет  со…нце.  Набухают  поч…ки  на  д…рев…ях. Л…тят  на  родину  певчие  птицы.

План работы.

  1. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Выпишите глаголы.
  3. Запишите к каждому глаголу вопрос.

2 группа: Кончились в…юги и метели. Прил…тели  гр…чи.  На  п…лях растаял сне… .

План работы.

  1. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Выпишите глаголы.
  3. Запишите к каждому глаголу вопрос.

3 группа: Скоро всё  кругом заз…л…неет.  Расцв…тёт  душ…стая  с…рень.  Лес  будет  звенеть  от  птичьих  г…л…сов.

План работы.

  1. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Выпишите глаголы.
  3. Запишите к каждому глаголу вопрос.

Отчёт групп.

- Какие глаголы выписали?

- Какие вопросы поставили?

- Внимательно прочитайте все глаголы.

Назовите глаголы, которые обозначают действия, которые происходят сейчас, в момент речи? Какое это время глагола?

- Назовите глаголы, которые обозначают действия, которые произошли  или которые происходили до момента речи. Какое это время глагола?

- Назовите глаголы, которые обозначают действия, которые  ещё  не произошли , но произойдут скоро, после момента речи? Какое это время глагола?

Вывод: Назовите, в какой форме может быть глагол?

- Давайте сравним  наш вывод с учебником.

Стр. 112, правило.

- Прочитайте правило (самостоятельно)

- Что обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени?

- Что обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени?

- Что обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени?

- Оцените работу своей группы.

Физкультминутка

2.2. Выполнение практических заданий по теме урока

- Возьмите карточку зелёного цвета. Выполните задание.

Прочитайте стихотворение.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Уж тает сне…, б…гут   руч…и,
В  …кно  повеяло   весною...
Засвищут   скоро   сол…вьи,
И   лес   оденется   л…ствою!

Подчеркните  глаголы. Укажите время глаголов.

- Проверка: (на слайде)

- Назовите глаголы и время глагола.

- Оцените эту работу в группе.

3. Рефлексия

1. Что нового узнали на уроке?

2. Кому новый материал показался сложным?

3. Ответьте + или -.

1) Глагол изменяется по временам и числам.

2) Глагол «читает» стоит в прошедшем времени.

3) Глагол «пробежит» стоит в будущем времени.

4) Глаголы думал и писал стоят в одном времени.

5) На вопрос что делает? отвечают глаголы настоящего времени, множественного числа.

Проверка.