Тестирование с использованием ИКТ как метод внутриклассного оценивания на уроках математики в 5–6-х классах

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6

Ключевые слова: Тестирование


В современных условиях модернизации обучения и введения ФГОС в последние годы школы оснащаются современным компьютерным оборудованием, новейшим программным обеспечением и доступом в интернет, которые позволяют широко применять информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) в обучении.

Согласно требованиям ФГОС ООО к реализации предметной области «Математика» предметные и метапредметные результаты учащегося должны развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств и отражать формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, что способствует подготовке подрастающего поколения к жизни в современном информационном обществе.

Внедрение ИКТ в учебном процессе предполагает использование современных информационных технологий в образовательных целях и призвано решить ряд задач: увеличение скорости передачи знаний, повышение качества обучения, улучшение результатов ОГЭ и ЕГЭ, быструю адаптацию в обществе после окончания школы. Использование ИКТ в школе позволяет не только оптимизировать учебный процесс и облегчить работу педагогов, но и упростить систему контроля за учениками, помочь в оценивании результатов обучения.

Т.о., актуальность данной темы обусловлена тем, что продуктивное внедрение и применение ИКТ в школе - один из важнейших факторов реформы в образовании, перехода от изжившей себя системы к более современной.

С учетом требований по ФГОС ООО я разработала тестовую модель использования ИКТ в учебном процессе, и целью данного исследования стала отработка этой модели методики внутриклассного оценивания по предмету «Математика» среди обучающихся 5-6-х классов, оценка полученных результатов. Разработка данной модели началась мною с 2012 года как тема самообразования и некоторых результаты были опубликованы на личном сайте https://julka770.wixsite.com/mysite.

По статистическим данным только 5 % учащихся хорошо воспринимают слуховую информацию. Поэтому многие учащиеся испытывают трудности в обучении просто потому, что не видят задачу перед глазами или не могут представить себе указанные в ней предметы. То же самое касается и примеров на вычисление, но тут приходит на помощь ежедневная практика устного счета.

Применение на уроках компьютерных тестов позволяет учителю скорректировать данную ситуацию, быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, получить картину качества усвоения изучаемого материала у каждого обучающегося и класса в целом, выявить знание и незнание материала. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

При этом для учащегося важно то, что сразу после завершения теста он получит результат с указанием ошибок и правильных ответов. В тестах, как правило, есть возможность выбора уровня трудности заданий. При тестировании учитель выявляет пробелы в знаниях с помощью компьютера, из-за непредвзятости его отношение к детям становятся более позитивным, что раскрепощает их и служит несомненным плюсом данной технологии. Тонус и темп деятельности каждого учащегося становится только его выбором. Благодаря этому учитель получает больше возможностей оценивать обстановку в классе в целом и уделять внимание отдельным ученикам. Тесты можно использовать как при проверке усвоения нового материала, так и при повторении ранее изученного, при организации контроля УУД учащихся. Этот способ организации образовательного процесса прост и удобен для оценивания в современной системе обработке информации, а выставление оценки не зависит от личных отношений учителя к ученику и всегда объективно.

Применение заданий в виде визуальных тестов дают возможность осознать ученикам сам процесс обучения и достичь наилучший результат в общем развитии учащихся разных уровней. При этом развивается познавательная активность детей. Кроме перечисленных достоинств тестирования с помощью компьютера можно добавить, что применение его в течение урока способствует хорошему накапливанию оценок и уменьшает объём бумажной работы, т. к. подсчёт результатов происходит автоматически.

Но есть и недостатки. Среди них можно отметить:

  • проверка только результата, т.к. логику учащихся невозможно отследить и понять их рассуждения;
  • нельзя проверить грамотность математического языка;
  • существует большая вероятность выбора ответа наугад.

В результате этого тесты конечно не служат лишь одной формой контроля качества знаний, умений и навыков учащихся, но могут реально помочь как учителю, так и ученику в достижении своих целей, получении наилучших результатов в обучении.

Практически по любому разделу математики есть составленные тесты, которые входят в обучающие программы или доступны онлайн. Требования к тестовым заданиям разработаны и утверждены. Основные из них:

  • задания должны легко читаться;
  • формулировка не должна быть двусмысленной;
  • задания должны выполняться без громоздких вычислений;
  • постановка вопроса и предлагаемые ответы должны устранять возможность угадывания.

Но готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровень обученности класса. Поэтому желательно учителям, использующим данную систему оценивания учащихся, использовать программы-тестировщики, которые можно найти в сети Internet: PikaTest, MultiTester, RichTest, UniTest System, My Test. При составлении собственных тестов вы сами определяете назначение теста и прогнозируете результат. Большинство этих программ очень удобны: задания и варианты ответов к ним легко вносить, есть возможность менять количество вопросов в тесте, задавать время работы и оценивать результат по выбранной шкале. Например, за выполнение каждого задания теста учащемуся ставятся баллы. Наивысший балл по тесту составляет общая сумма баллов за все правильные ответы. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать, чтобы получить соответствующую оценку. В процентном соотношении оценки рекомендуется выставлять в следующих диапазонах:

  • "2"- менее 50%;
  • "3"- 50%-65%;
  • "4"- 65%-85%;
  • "5"- 85%-100%.

Шкалу можно двигать, т.к. она устанавливается эмпирическим путем, например, по результатам апробации теста. Задаваемые вопросы выбираются из базы данных, собранных учителем в случайном порядке, что исключает подсказки и списывания. При окончании тестирования компьютером подсчитывается количество правильных ответов и ученику выставляется оценка на основе выбранных критериев для теста. Как правило, выдается протокол тестирования, который включает в себя итоговую статистику, все заданные вопросы с ответами и ответы тестируемого, что позволяет учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками.


Рис. 1

Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время проверить уровень знаний, умений и навыков по пройденной теме поочередно у всех учащихся класса и скорректировать учебный процесс в соответствии с полученными результатами: что не усвоено? на что обратить внимание учащихся? что повторить на следующем уроке? При правильном отборе тестового материала его можно использовать не только для контроля, но и для обучения, позволяя ученику обнаруживать пробелы в своих знаниях и даже самостоятельно принимать меры для их ликвидации.

Конечно, все это реализуется, когда урок хорошо обеспечен методически и оснащен технически, ведь использование новых технологий дает возможность учителю сделать урок интереснее и внести в учебный процесс новые формы и методы обучения.

Среди множества средств, позволяющих провести контроль знаний, мною была взята за основу программа-тестировщик easyQuizzy, позволяющая широко использовать технологию тестирования в обучении. Она предоставляет возможность создания персонального банка вопросов-ответов, изменения количества задаваемых вопросов, разнообразия вводимых или выбранных ответов, одиночный или множественный выбор, установление порядка следования, разбор решений учащихся и вывод индивидуальной оценки (рис. 1-5).


Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Учитывая все параметры данной программы, можно разрабатывать обучающие, диагностирующие и контрольные тесты по любому предмету начиная с младших классов и заканчивая старшеклассниками при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и значительно разнообразить процесс обучения.

С 2012 года формировалась база заданий для тестов, используя как печатные издания, так и интернет-источники (рис. 6). Для каждого теста постоянно добавлялись данные, чтобы разнообразить вопросы и постараться исключить вероятность повторения ранее выполненных заданий. Уже в 2013 году результаты тестирования в 5а классе были многообещающие. Программа позволяла опросить большее количество учащихся за урок, причем ученики с большим энтузиазмом работали за компьютером. Мною практически сразу было отмечено, что технология тестирования позволяет поддерживать интерес к изучаемому предмету, стимулирует пытливость ребенка.


Рис. 6

В том же году в 10к классе тренировку по значениям тригонометрических функций проходили кадеты нашей школы. Это позволило им намного быстрее запомнить тригонометрическую таблицу и осознать, как происходят соответствующие вычисления на единичном круге (https://infourok.ru/test-znacheniya-trigonometricheskih-funkciy-2554942.html ).

В течение следующих лет тестовый материал формировался таким образом, что на основе него можно было бы построить модель внутриклассного оценивания, отработать ее на практике и получить прогнозируемый результат.

В 2021-2022 учебном году в 5в классе «Воскресенской кадетской школы» мною проводилось целенаправленное тестирование учащихся. Количество обучаемых в классе (14 человек) позволило использовать данную методику практически на каждом уроке.

Для учеников была разработана индивидуальная карта, в которую заносились результаты пройденного теста, а я, как учитель, оформляла все в сводную таблицу. Если результаты теста были неудовлетворительные, после обобщения и повторения соответствующего материала, ученики возвращались к нему и, как правило, получали более высокий результат в оценивании (рис. 7-8).


Рис. 7

Рис. 8

В данном классе по предмету «Математика» еженедельно проводится 6 часов, лишний час обусловлен наличием ФГОС и время для повторения и вторичного тестирования не ущемляет учебный процесс.


Рис. 9

Рис. 10

Опыт применения данной методики показал эффективность этой формы контроля. Разработанные с учетом последовательности изучения тем тесты, помогают осуществить детальную проверку знаний и уровень усвоения учащихся по каждой теме, выявить пробелы в знаниях, оценить насколько ученики владеют теоретическим и практическим материалом. Это позволяет мне внести необходимые коррективы в работу с тем или иным учеником или с классом в целом. Использование такого вида работы превращает урок в увлекательное занятие.