«В любом человеке могут
расцвести сотни
неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить
для этого возможность»
Дорис Лессинг
Введение
Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов, но наиболее существенные из них это - межпредметные связи.
Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.
«Велика и поразительна область географии, - писал Н.В.Гоголь. - Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!». И восхищаясь, и принимая сердцем гоголевские «Мысли о географии», не следует забывать слов, сказанных профессором первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «слишком уж долго сушили географию, усердно превращая ее в долбежно - зубрежный, номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей чисто влагой художественного творчества…».
С тех пор минуло немало лет, школьная география перестала быть «чисто номенклатурным» предметом, ее содержание значительно изменилось и продолжает изменяться.
География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикооринтированного характера. Сформированности навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.
Различные формы проведения урока географии: экскурсии, уроки на местности, а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность.
И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он утверждал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного результата. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике желание, учиться, без которого он далеко не уйдет. К.Д. Ушинский считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность. Специфика выбора методов обучения в зависимости от этапов формирования познавательного интереса представлена мною на конкретных примерах.
С целью формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием.
I. Прием «Разминка»
Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.
Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.
Например, тема «Литосфера» включает вопросы:
- Что такое рельеф
- Внутренне строение Земли
- Назовите крупные формы рельефа
- Самые высокие горы и т.д.
II. Приём: "Творчество"
Цель: развитие творческих способностей, создание атмосферы увлечённости.
Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.
Пример:
- изготовить макет материка, вулкана, айсберга (из гипса, солёного теста);
- оформить коллекцию горных пород своего края
- создать фотоальбом.
III. Прием «Играя, учись»
Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность.
Описание работы.
Использование игр-упражнений.
Пример: игра «Третий лишний». В списке географических объектов (Байкал, Ладожское, Ильмень; Каспийское, Кроноцкое, Аральское озера) выберите лишнее. Использование игр-соревнований.
Пример: «Бой гладиаторов». Соревнования учащихся на знание карты.
IV. Прием «Причина-следствие»
Цель: развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание приема: учитель предлагает найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)
Пример.
волны |
землетрясения |
океанические течения |
Луна |
цунами |
ветер |
приливы и отливы |
постоянные ветра |
V. Прием «Логическая цепочка»
Цель: развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.
Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.
Пример: расположите предложения в логической последовательности.
- На восточном побережье Австралии выпадает много осадков.
- Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана.
- На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет. На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности учащихся проблемное обучение наиболее эффективное средство. Ученику в условиях проблемной ситуации приходится работать напряженно. Выдвинув какое-то предположение, он должен его обосновать.
В качестве примера создания проблемной ситуации приведем урок по теме «Климат Антарктиды» в 7 классе. Учитель сообщает, что по количеству солнечной радиации Антарктиду можно сравнить с Московской областью. Но температура воздуха в Антарктиде и в Москве сильно различаются. В чем же дело? В помощь ученикам на слайдах отображаются причины, влияющие на температуру воздуха: высота места, океанические течения, географическое положение, отражательная способность и др. Учащиеся выбирают причины и записывают в тетрадь. Правильность своих ответов проверяют по климатическим диаграммам.
Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта.
С помощью разнообразных заданий по карте, можно создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Планируя уроки, я стараюсь, чтобы используемые формы обучения сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет мне добиваться положительных результатов по формированию познавательного интереса. На мой взгляд, наиболее приемлемой является групповая форма работы, поскольку она позволяет:
- обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;
- исключить пассивную позицию ребенка на уроке; самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки; получать опыт определенного социального поведения.
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно, или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость.
Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания. Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению.
Список литературы
- К.Д.Ушинский Педагогические идеи Ушинского. Знание, 1971, 80 стр.
- Журнал География в школе.