Предмет (направленность): Элективный курс по предпрофильной подготовке «Основы стилистики»
План занятия
- Лексическая разминка.
- Функции синонимов:
а. Синонимы как средство связи предложений в тексте;
б. Контекстуальные синонимы;
в. Синонимы – основа градации. - Правильный подбор синонима – профилактика речевых ошибок.
Ход занятия
1. Вспоминаем, что такое синонимы, объясняем, чем они различаются, читаем записанную на доске схему:
Синонимы: Полные – Стилистические – Семантико-стилистические – Смысловые
2. Задание: указать лишнее слово в ряду синонимов с объяснением сделанного выбора
- Карикатурный, шаржированный, гротесковый, смешной; (гротесковый – характеризующийся гротеском)
- Обещание, обязательство, решение, слово; (решение – постановление, вывод)
- Лицемер, фарисей, лицедей, ханжа; (лицедей – актер, притворщик)
- Инициатор, активист, пионер, застрельщик; (активист – деятельный член какого-либо коллектива)
- Жаловаться, жалеть, сетовать, роптать; (жалеть – печалиться, сокрушаться)
- Покладистый, уступчивый, сговорчивый, сердобольный; (сердобольный - сострадательный, жалостливый)
- Оберегать, охранять, ограничивать, ограждать; (ограничивать - ставить в какие-то рамки, границы
3. Выступление эксперта №1
Эксперт (один из учеников) рассказывает о функциях синонимов, которые многообразны (они служат средством уточнения, дополнения: Он словно потерялся немного, словно сробел, разъяснения: Я употребляю слово обыденный в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычны, сопоставления обозначаемых ими понятий: Врача пригласить, а фельдшера позвать, противопоставления: Он собственно не шел, а волочился, не поднимая ног от земли, а также замещения: Орловский мужик живет в драных осиновых избенках…Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах)
Будучи неисчерпаемым источником эмоциональности и выразительности речи, они позволяют полнее охарактеризовать предмет, передать разнообразие оттенков мысли, акцентируя внимание читателя на основном или дополнительных значениях слова, отразить последовательность движения мысли автора, объяснить значение неизвестного слова.
4. Учитель: сейчас мы с вами и попробуем объяснить значение слова с помощью подбора нужного синонима.
1. Авангардный (авангард – ведущая, передовая часть какой-нибудь общественной группы)
- передовой
- первый
- лучший
- высший
2. Гуманный
- светлый
- человечный
- необыкновенный
- замечательный
3. Благоразумный
- добродетельный
- высоконравственный
- благородный
- здравомыслящий
4. Духовный
- Душистый
- Любимый
- Нравственный
- Душный
Учитель: вы слышали в сообщении нашего эксперта, что одна из функций синонимов – замещения, когда необходимо избегать повторения слов, и в этой своей функции синонимы выступают как средство связи предложений в тексте.
5. Задание: найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи субстантивированного местоимения и синонима.
(1) Прошло три года.
(2) многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта.(3) Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4) Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимание на его замечательный музыкальный талант.
(5) Другие передавали, что он сам ушел из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (6) Как бы то ни было, зала была набита битком, и сбор был полный.
6. Учитель: а теперь попробуем сами составить связь предложений в тексте с помощью синонимов:
- Тропинка привела нас к обрыву. Под обрывом шумела река.
- Начался разлив. Разлив – тяжелое время для зверей и птиц.
- Возле клетки с попугаями толпились зеваки. Попугаи удивленно смотрели на зевак.
- Медведь издали обнюхал гостя и пошел на него. Раздался выстрел, и он упал замертво.
Учитель: какие синонимы вы использовали в первых двух примерах, а какие - в остальных? Есть ли разница между ними? (смысловые и контекстные) В чем особенность контекстуальных синонимов? (сближаются своими значениями только в условиях контекста – веселый, добродушный смех; хриплый, придушенный голос)
7. Задание: среди предложений 5 – 11 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов
(5) К созданию будущего Словаря В.И.Даля подтолкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. (6) Буквально на руках Даля скончался его великий советчик и друг. (7) «Словом человека не убьешь», - где-то услышит поговорку Даль, а верной оказалась другая: «Слово пуще стрелы ранит».(8)Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. (9) Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 ученических тетрадей. (10) Но Владимир Иванович еще и объяснял каждое слово, и привел примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях. (11) Так, слово «добро» он проиллюстрировал 60 пословицами!
Учитель: В знаменитом словаре В.И.Даля очень много синонимов, иллюстрирующих стилистическое богатство русского языка. Мы сейчас с вами убедимся в этом. Я буду называть слово – доминанту, первая группа – синоним высокого, книжного стиля, вторая – разговорного. (глаза – очи – гляделки; смотреть – взирать – пялиться; отказывать – отвергать – дать от ворот поворот; говорить – изрекать – болтать) Синонимы отличаются стилистической окраской.
Если синонимы составляют богатство русского языка, какая сложность возникает при их использовании?
8. Выступление эксперта №2
Эксперт (один из учеников) рассказывает о том, что более распространены в нашем языке синонимы, имеющие различные семантические, стилистические и семантико-стилистические оттенки (бродить – блуждать – шататься – шляться). Внимательный отбор синонимов делает речь яркой, выразительной. А «муки слова» заключаются в поисках неуловимого, ускользающего синонима. Сложность задачи в том, чтобы из множества слов, близких по значению, выбрать единственно нужное, которое в данном контексте будет лучшим, выразительным.
9. Учитель: сейчас мы с вами попробуем восстановить высказывание Фонвизина, использовав нужные синонимы (ветхий, старый, старинный, древний)
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много … вещей; нередко бывает он заматерелым в своих привычках.
(Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхих вещей; нередко бывает он заматерелым в своих привычках)
- Укажите общее значение всех слов
- А какими оттенками значений они различаются?
- Входит ли прилагательное «заматерелый» в единый синонимический ряд?
(Старый – престарелый, преклонный, древний, достигший старости, проживший много лет.
Старинный – старый, относящийся к давним временам, к отдаленному прошлому.
Ветхий – дряхлый.
Заматерелый – застарелый, закостеневший.)
10. Учитель: великолепный образец использования синонимов мы можем наблюдать в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова. Попробуйте восстановить опущенные синонимы (задания для работы в парах):
- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.
- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит старушка.. Старушки, они всегда преставляются. Или Богу душу отдают - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает
- То есть как это считается? У кого это считается?
- У нас и считается. У мастеров. Вот, вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог,помрете, что в ящик сыграете А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: « А наш-то, слышали, дуба дал»
Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
- Ну, а когда ты помрешь, как про тебя скажут?
- Я – человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше никак не скажут
Учитель: итак, мы убедились, как нелегко подобрать нужный синоним. Виртуозному владению русским словом мы должны учиться у мастеров художественного слова, у наших писателей.
11. Задание для групп: дайте лексико-эстетическую мотивацию правки, внесенной А.С.Пушкиным в текст «Евгения Онегина»
- «Так мыслил молодой повеса» - «Так думал молодой повеса»
- «тяжелый балагур» - «тяжелый сплетник»
- «читал глазами неумело» - «читал, читал, а все без толку»
М.Ю.Лермонтовым в текст «Героя нашего времени»
- Ястоял сзади одной пышной (толстой) дамы, осененной розовыми перьями
Учитель: очень часто прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы и другие части речи составляют градацию. А что такое градация? (последовательность, постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения)
12. Задание: создайте текст, в основе которого лежит градация (по группам)
- Шептать, разговаривать, переговариваться, загудеть
- Большой, огромный, громадный, гигантский
- Выдающийся, способный, талантливый, гениальный
Учитель: мы говорили сегодня, что, используя синонимы, мы должны из множества слов выбрать лучшее. Порою это слово может быть единственно правильным, и тогда мы говорим о лексической сочетаемости, нарушение которой ведет к речевым ошибкам.
13. Задание: исправьте ошибки
- Наступила война (началась)
- Выполнять роль (играть)
- Играть большое значение (иметь)
- ПредпринЯть меры (принять) предпринять шаги
- Вызвать внимание (интерес) привлечь внимание
- Оказать заботу (услугу) проявить заботу
- Осуществить задачу (мечту) решить задачу
- Сказать информацию (сообщить информацию)
- Повышение кругозора (расширение) повышение культурного уровня
- Оказывать консультации (давать)оказывать услуги
- Питать трепет (иллюзии)
- Выполнять гимнастику (делать) выполнять упражнение
- Наполниться терпением (набраться терпения)
Учитель: подведем итоги нашего занятия. Для чего же нужны синонимы в языке?
Ученики самостоятельно делают выводы, что синонимы разнообразят речь. Чем чаще мы употребляем синонимы в нашей речи, тем ярче, выразительнее она становится.
Учитель. Чтобы научиться использовать синонимические богатства русского языка, необходимо помнить, что для говорящего или пишущего важно не столько то, что объединяет синонимы, сколько то, что их разъединяет, что позволяет отличать друг от друга, чтобы для данного контекста выбрать лучшее.
Литература
- И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Занимательная стилистика. М.1989.
- Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2006.
- С.И.Львова За страницами школьного учебника М., 2004.