Формирование метапредметных универсальных учебных действий посредством использования технологии смешанного обучения в начальных классах

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УУД, технология смешенного обучения, интернет-сервисы, облачные технологии, онлайн-среда, образовательная деятельность, компьютерные ресурсы


Интерактивные технологии – требование настоящего времени. Современная образовательная деятельность предполагает непрерывное использование инновационных технологий, поскольку постоянно происходит обновление требований, предъявляемых к социальному заказу выпускника школы. Начальные классы являются основополагающим уровнем в формировании интеллектуально развитой личности. При работе с учащимися необходимо владеть особыми приёмами организации познавательной деятельности. Чаще всего ученики начальных классов обладают большим словарным запасом, способны продолжительно концентрировать внимание на выполнении задания, которое им интересно.

При работе с учащимися предполагается формирование и развитие у них интеллектуальных и практических умений. При этом совершенствуется речь и критическое мышление, информационная грамотность.

Для обеспечения такой образовательной деятельности требуется комфортная и безопасная электронная учебная среда, где будет содержаться набор необходимых функций, позволяющих осуществлять навигацию, использование ссылок на ресурсы, а также отслеживать информацию о действиях учащихся и предоставлять обратную связь от учителя. Одно из современных решений – «облачные» среды. Облачные технологии представляют собой технологию распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы предоставляются пользователю как сервис [2, с.58].

Для организации самостоятельной индивидуальной работы используются шаблоны документов, которые содержат вопросы, полезные ссылки и инструкции, которые могут размещаться на сайте учителя, имеющем свободный доступ. Для подобных шаблонов требуется наличие небольшой инструкции и ссылки для получения информации о выполнении задания. Ученик открывает лист с заданием, затем видоизменяет и редактирует его, после этого осуществляется публикация документа в среде электронного обучения.

При планировании групповых заданий можно предложить самостоятельно изучить какую-то тему в составе 3-4 человек. Данный метод предполагает заменить «объяснение нового материала» инструкцией, которая размещается в онлайн-среде. Результатом выполнения может стать презентация, содержащая ответы на задания. Данная работа будет выполнена более качественно в домашних условиях, поскольку учащиеся смогут отобрать большее количество информационных источников. Обсуждение создания презентации может быть перенесено в интерактивную среду, где даются текущие комментарии. Каждый ученик делает один слайд, а затем презентация собирается воедино.

Широкими возможностями для развития познавательных способностей учащихся предлагают облачные технологии, позволяющие создавать презентации в дистанционном режиме. Сначала даётся общая тема, например, создаётся проект «В мире животных» по окружающему миру. Презентация обсуждается в домашних условиях, используя Skype. Учитель создаёт облачный документ и открывает доступ к нему остальным учащимся. Далее происходит групповая работа с помощью информационных технологий. Результат может быть представлен на занятиях внеурочной деятельности.

Интересным вариантом работы с родителями учащихся являются интернет опросы, которые можно проводить в Google. Данный сервис позволяет оперативно диагностировать учащихся, получать оперативные данные от родителей. Ссылка на опрос размещается на сайте учителя или отправляется на электронную почту. Сервис предоставляет уже готовые ответы, предполагает автоматическое создание сводной таблицы ответов всех участников проводимого исследования. Имеются удобные шаблоны, обработка информации не требует дополнительных усилий, весь материал может быть представлен в виде диаграммы или таблицы.

Нестандартной формой взаимодействия учителя и ученика является интерактивная среда  http://learningapps.org/. Здесь предлагается создание интерактивных заданий по самым разным предметам. Можно создавать аккаунты учеников и управлять ими.

Интерфейс сервиса довольно прост для понимания. В наличии уже имеется огромная база упражнений, которые распределены по предметам. Предлагается выбор упражнения по оценке пользователей, по популярности. При регистрации на данном ресурсе предлагается доступ к созданию своих собственных упражнений, которые потом сохраняются в личном кабинете. Например, в 1 классе можно предложить учащимся расставить месяцы по порядку, используя электронный ресурс [1].

Использование компьютера и информационных технологий прочно вошло в современную образовательную деятельность, предполагает повышение эффективности обучения, всесторонне развитие учеников и педагогов.

Использование информационных технологий позволяет ученику самостоятельно выбирать время, место, темп обучения, а также целый образовательный маршрут. В настоящее время следует признать, что используемые методы преподавания не соответствуют потребностям современных детей. Требуется дополнительное проектирование мотивирующей среды, при котором классно-урочной системы будет сочетаться с индивидуальным онлайн-обучением. Если предположить, что ребёнок получает доступ к изучаемому материалу в интерактивной форме и может их использовать в комфортных домашних условиях, тогда соответственно, повышается мотивация изучения.

Использование компьютера и информационных технологий прочно вошло в современную образовательную деятельность, предполагает повышение эффективности обучения, всесторонне развитие учеников и педагогов.

Традиционно у педагогов, впервые услышавших о смешанном обучении, возникают опасения, что в случае активного внедрения в образовательный процесс онлайн-курсов нивелируется роль учителя. Однако опыт дистанционного обучения уже показал, что большинству учащихся требуется персональный наставник, необходим внешний мониторинг деятельности, важно чувствовать поддержку, внимание, присутствие рядом людей, которые занимаются той же деятельностью.

При апробации осуществления смешанного обучения необходимо разделить класс на несколько рабочих зон – по числу видов учебной деятельности. Целесообразно выделить три зоны: онлайн-обучение, работа с учителем, групповая самостоятельная работа. Класс делится на группы с учётом индивидуальных способностей, раздаются маршрутные листы с заданиями. Смена рабочих зон происходит по сигналу таймера. Время работы в каждой зоне устанавливает учитель, исходя из сложности задания. Данная модель делает урок более интенсивным, увлекает детей. В начале урока требуется раздать маршрутные листы, провести инструктаж о том, как будет построен урок, как переходит на другую станцию и успевать выполнять все задания. В конце урока нужно собрать всех учеников и подвести итоги совместной деятельности на уроке [3, с.53].

Интеграция опыта обучения с учителем и онлайн – активные формы, предназначенные для работы над практико-ориентированными заданиями на уроке. Чаще всего предполагается решать подобные проблемы в малых группах. В результате реализации смешанного обучения у учителя освобождается время для творчества. У учащихся развиваются предметные, межпредметные и личностные компетенции.

Применение смешанного обучения в образовательной деятельности происходит решение накопившихся сложностей. Необходимо создать условия для изменения конкретных школ. Для этого нужно желание администрации, осознание потребностей всех участников в изменении школьной инфраструктуры и информационно-образовательной среды. Смешанное обучение повышает эффективность освоения материала за счёт вариативности средств представления информации, решает проблемы разноуровневости учащихся. Индивидуальный маршрут ученика способствует полноценному интеллектуальному и творческому развитию.

Современное общество предъявляет своеобразные требования к уровню информационных компетенций педагога. Дети стали иными, это не означает, что они ухудшились. Просто появились новые текущие потребности. Ученик становится развитым в техническом отношении, однако это приводит к ограниченности реального общения, сложности речевого развития, но при этом быстрой ориентации в потоках информации. Ещё в детском саду ребёнок получает доступ к планшетам и другим гаджетам. Если начать рассуждать о том, чего больше: вреда или пользы принёс компьютер, можно провести долгие дискуссии. Поэтому следует признать, что информационные технологии прочно вошли в жизнь современного ученика, а значит, и учителя.

Список использованной литературы

  1. Двинянина Е.А. Расставь названия месяцев в правильном порядке [Электронный ресурс] // LearningsApps. - Режим доступа: http://goo.gl/DAT4a7
  2. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов в глобальном информационном обществе: постановка проблемы // Информационное общество, 2002, №1, с.53.
  3. Сейдаметова З.С., Сетвелиева С.Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании, 2011, №9, с.25.