В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практике художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственно-эстетического воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Условием и средством нравственно-эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Важную роль в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо не только дать дошкольнику знания, но и воспитать в нём нравственную личность.
Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по образному содержанию явление современной культуры. Оно связано с формированием основ личности, с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала и определить его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Во-вторых, необходимо ввести в совместную с дошкольниками деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Целью нашей совместной творческой деятельности – нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы.
Первая группа направленная на формирование нравственно - эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
В нашей работе ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого и ребёнка.
Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.
Хочется отметить, что у детей дошкольного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождается художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими. В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Работая над этой темой, мы разработали серию технологических карт по ДПИ, подобран доступный материал, изготовлена картотека дидактических, подвижных, народных игр, альбомы с образцами ДПИ для рассматривания, составлена подборка настольно – печатных игр.
Особое внимание следует уделить нетрадиционным техникам изобразительной деятельности:
- «Городецкая роспись» в технике граттаж;
- «Гжель» - роспись витражными красками;
- «Дымковская слобода» - печать поролоном;
- «Павло-Посадские платки» - объёмная аппликация;
- «Русские матрёшки» - мозаика;
- «Филимоновская игрушка» - с использованием бросового материала;
- «Образы времён года с использованием элементов ДПИ» и др.
Большое внимание уделяем работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» мы познакомили родителей с тем, чему учим детей, объяснили, с какой целью это делаем. Организовали проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта нравственно-эстетического воспитания дошкольников посредством ДПИ. Провели ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Праздничный батик», «Знакомство с различными техниками рисования» и др. Проведен практикум по нетрадиционному рисованию. Регулярно проводится выпуск папок-передвижек: «Миниатюры на яйце», «Золотая Хохлома», «Платок узорный», «Русский праздничный костюм» и др. Вместе с родителями разработали проект народного костюма для персонажа русской народной сказки «Маша и медведь» (Маша). Проводятся Дни открытых дверей: «Маленький художник», «Наша мастерская», «Ярмарка игрушек» и др., где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Значительную роль в процессе нравственно-эстетического воспитания может сыграть музей. Посещение музея формирует первые навыки художественного восприятия изобразительного искусства в детском возрасте. В нашем саду есть мини-музей «Русская изба». Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея проводятся развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.
Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества в детском саду, создание декоративных альбомов; развлечениях, досугах, праздниках.
В результате:
- дети знают основные виды народного художественного творчества;
- возрос интерес к декоративно-прикладному искусству, нетрадиционным техникам рисования и ручному труду;
- работы стали интереснее, содержательнее;
- дети обрели уверенность в себе.
- знают терминологию в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства (виды росписи, элементы);
- умеют изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умеют создавать художественный образ на основе решения творческих задач;
- умеют самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- имеют навыки работы в различных техниках и материалах;
- владеют первичными навыками восприятия и анализа художественных произведений различных жанров, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- умеют использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности;
- дети успешно участвуют в творческих конкурсах и выставках городского, межрегионального и всероссийского уровня.
Итоговая диагностика по нравственно – эстетическому воспитанию показала, что предлагаемая форма организации совместной деятельности дает высокие результаты.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни. В совместной деятельности у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разные формы организации, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало нам помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре.
Для примера, хочу предложить игру «Лавка народных игрушек». Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.
Дети делятся на две команды: продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки, цвета, которыми игрушка раскрашена, продавцы отгадывают и дают поиграть. А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные игрушки. Дети выполняют работу.