На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в силу того, что сегодня важно не столько дать такому ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться.
В настоящее время активно формируется опыт обучения на уроках английского языка детей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика. Профессиональные навыки учителей английского языка должны быть направлены не только на удовлетворение базовых потребностей обучающихся с ОВЗ, но и на укрепление мотивации таких учеников с помощью следующих методических принципов:
- Обеспечение подвижной деятельности детей.
- Частая смена видов деятельности.
- Погружение в англоязычную среду.
- Многократное аудирование вводимых лексических структур.
- Преемственность и постоянное повторение учебного материала.
- Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его способностей.
Уроки английского языка для обучающихся с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом уроке английского языка используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС.
Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативной памяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам с ОВЗ находить ассоциации и активно запоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершается упражнениями по активизации англоязычной лексики.
Ребенку выдается индивидуальная карточка шкалы настроения, на которой изображены лица с различной мимикой (рисунок 1). Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец урока английского языка обучающийся определяет свое настроение.
Рисунок 1
Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке английского языка, для чего используется карточка оценки отношения к уроку (рисунок 2).
Рисунок 2
Каждый урок английского языка определяется:
- отношением обучающегося к уроку;
- выявлением уровня легкости или затруднений на уроке.
Урок английского языка для каждого ребенка с ОВЗ — новое открытие, новые эмоции, новые знания. Приобретение элементарных навыков общения в устной и письменной форме с учителем, одноклассниками на английском языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей.
Таким образом, вышеизложенные методы работы на уроке английского языка не угнетают ребенка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Обучающиеся с ОВЗ, получающие образование в безбарьерной образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития. В тоже время учитель должен проявлять мудрость, терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть и радоваться успехам каждого. Высокое качество инклюзивного образования на уроках английского языка в условиях ФГОС зависит от грамотного взаимодействия всех участников образовательного процесса в школе.