Конспект урока по окружающему миру "Наши родственники"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: окружающий мир, семья, родственники, родословное древо


Программа: УМК «Планета ЗНАНИЙ» Авторы: Ивченкова Г.Г, Потапов И.В.

Тема: Раздел «Человек среди людей». Кол-во часов в неделю 2 часа.

Урок № 1

Материально-техническое обеспечение урока:

  • интерактивная доска;
  • презентация «Наши родственники»;
  • предметные картинки;
  • учебник «Окружающий мир» Ивченко Г.Г., Потапов И.В.;
  • рабочая тетрадь №2 к учебнику Ивченко Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир»;
  • конверты с разрезными картинками;
  • карточки заданий для работы в парах;
  • карандаши;
  • выставка книг о родственниках;
  • сигнальные картинки.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Интегрирующая дидактическая цель: расширить и систематизировать знания учащегося о родственных связях, составе семьи; создание условия для воспитания внимания, уважения и любви к своим родным, готовности оказывать взаимопомощь в семье.

Задачи урока:

  • Обучающие: представить детям образ семьи как великую духовную ценность; раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
  • Развивающие: развивать у школьников интерес к родословной своей семьи, стремление искать свои корни на основе архивных материалов, воспоминаний родственников.
  • Воспитательные: воспитать в детях чувство патриотизма, гордости за своих родных и близких, сформировать навыки поисково-исследовательской деятельности; воспитывать доброе отношение к каждому члену семьи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: различают родственные связи, называют по именам, отчествам и фамилии членов своей семьи ; рассказывают о жизни семьи по рисункам учебника, о своей семье по предложенному плану.
  • Личностные: проявляют доброжелательность в отношениях к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, интересуются историей своей семьи.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, ставят учебные задачи; проговаривают последовательность действий на уроке, оценивают результат своих действий, регулируют свое поведение.
  • Познавательные: общеучебные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, толкового словаря, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), логические - строят логическую цепочку рассуждений, анализируют иллюстрации, осуществляют анализ и сравнение информации, делают выводы.
  • Коммуникативные: умеют обмениваться информацией, слушать другого ученика (партнера по коммуникации при работе в паре) и учителя; договариваются с партнерами внутри рабочей группы и приходят к общему мнению; учатся выстраивать монолог, используя имеющиеся материалы.

Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции учащегося:

  • изучать (умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их);
  • искать (умение получать информацию и пользоваться ресурсами интернета);
  • мыслить (умение устанавливать взаимосвязь);
  • сотрудничать (умение принимать решение, выслушивать другую точку зрения);
  • технические навыки (умение организовывать учебную работу, пользоваться вспомогательной аппаратурой, техникой (сканер, принтер);
  • адаптироваться (умение находить новое решение).

Форма организации деятельности – фронтальная.

Учет результатов – электронный журнал.

Глоссарий: семья, родственники, родословное древо.

Используемые информационные и образовательные ресурсы:

https://yadi.sk/i/93Si4Mmxy8miJ,
https://yadi.sk/i/OJnKs3VWy8ndc,
https://yadi.sk/i/kkXA-18Sy8nve,
https://yadi.sk/i/QueVXbx9y8o8T,
https://yadi.sk/i/dSnTHBWby8o,
https://yadi.sk/i/ojNqEDN_y8oRt,
https://yadi.sk/i/AKQYXmJVy8oXX,
https://yadi.sk/i/ZsMiyiZry8p2d,
https://yadi.sk/i/vSrLbzawy8pJr,
https://yadi.sk/i/3TaN6Ruiy8pwf,
https://yadi.sk/i/PBSw3xPhy8q9g,
https://yadi.sk/i/4_ihNGqSy8qTn,
https://yadi.sk/i/4j4vmp1sy9wai,
https://yadi.sk/i/LQwdsM5py8qnD,
https://yadi.sk/i/1IscNI3qy8qxC,
https://yadi.sk/i/7thzy1j5y8rEB,
https://yadi.sk/i/TkIb1pH9y8rJD,
https://yadi.sk/i/KhG_Ik0Uy9wqj,
https://yadi.sk/i/n5xHNhWey8rSj
https://yadi.sk/i/8kr9Ohfry9x3M

Ход урока

I. Оргмомент

II. Самопроверка готовности к уроку и создание положительного настроя (1 мин)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, присаживайтесь!

III. Мотивирование к учебной деятельности (2 мин)

Ребята, мы сейчас с вами находимся в школе, вы сидите за партами, вас окружат ваши одноклассники, учителя. Но вы же не весь день проводите время в этом здании. Куда вы идете после занятий? (домой)

Дома вас тоже окружают люди. Приведите пример? (слайд 1) https://yadi.sk/i/93Si4Mmxy8miJ

 (мама, папа, дедушка…)

А кем вам они являются? Как можно одним словом их назвать? (родственники).

Поднимите руки, у кого из вас есть родственники (дети поднимают руки)

У меня есть родственники, у вас есть родственники, как вы думаете, о ком на уроке пойдет речь? (о наших родственниках, о семье) (слайд 2)

https://yadi.sk/i/OJnKs3VWy8ndc

IV. Постановка учебной задачи (2 мин)

Сегодня на уроке мы выясним: кого мы можем назвать родственниками? как называется группа, состоящая из родственных людей? что объединяет членов этой группы?

V. Изучение нового материала (20 мин)

Сейчас мы поделимся на несколько групп. При работе в группах мы постараемся найти ответы на вопросы по нашей сегодняшней теме урока.

При работе в группах не забывайте, что вы не должны мешать своим товарищам. Работать должны все.

(Ребятам раздаются разрезные картинки (сестра, дедушка, мама, братья, дядя) и карточки с заданиями, с помощью наводящего вопроса дети должны ответить: кем приходится данный родственник?) (слайд 3)

Одновременно идет разгадывание кроссворда. Работа с интерактивной доской, дети вписывают родственников в кроссворд.

1 группа.

У моей мамы есть еще одна дочка. Она моя …(с естра)

https://yadi.sk/i/kkXA-18Sy8nve

2 группа.

Своих внуков уму разуму учит старенький … (дедушка)

https://yadi.sk/i/QueVXbx9y8o8T

3 группа.

Больше всех любит и бережет своих детей … (мама)

https://yadi.sk/i/dSnTHBWby8oHa

4 группа.
Мальчики одних и тех же родителей – это …(братья)

https://yadi.sk/i/ojNqEDN_y8oRt

5 группа.

Брат отца или матери – мой … (дядя ).

https://yadi.sk/i/AKQYXmJVy8oXX

Получается слово «семья»

Итак, ребята, какое же слово у нас получилось? (семья)

Молодцы! Эти люди являются родственниками и могут составлять понятие «семья». А как вы думаете, какие еще родственники составляют семью? (папа, бабушка…)

Мы сейчас с вами вспомнили некоторых родственников, столкнулись с понятием «семья» [2].

Слово «семья» имеет несколько значений: (Слайд 4)

1. Семья - единство, объединение людей, сплочённых общими интересами; https://yadi.sk/i/vSrLbzawy8pJr

2. Семья - группа животных, птиц или растений одного вида; (Слайд 5) https://yadi.sk/i/3TaN6Ruiy8pwf

Кто может объяснить еще смысл слова «семья»? (ответы детей)

Правильно!

3) Семья – это группа родственников, живущих вместе. (Слайд 6) https://yadi.sk/i/PBSw3xPhy8q9g

До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время женщины заботились о своем потомстве. (Слайд 7)

Родословное древо

Ребята, для лучшего понимания родственных связей и места каждого члена в семье вашему вниманию представлено дерево. (Учитель предлагает детям рассмотреть изображение яблони с плодами.) (слайд 8)

Кто из вас может его назвать? (яблоня) https://yadi.sk/i/4_ihNGqSy8qTn

Давайте назовём его части. (Дети вслед за учителем называют части дерева: корни, ствол, ветви, плоды.)

Учитель спрашивает, возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы? (дерево не будет расти, может засохнуть).

А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире.

Посмотрите на это дерево. Вот это дерево. (Слайд 9)

Показ шаблона родословного древа без надписей. https://yadi.sk/i/LQwdsM5py8qnD

Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Под словосочетанием родословное древо понимается древо, несущее слово о роде, т.е. рассказывающее об истории рода, семьи.

Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки? (бабушек, дедушек, пап, мам….).
Показ родословного древа семьи Стребкова П.А. (Слайд 10) https://yadi.sk/i/4j4vmp1sy9wai

Сейчас мы вместе распределим родственников на родословном древе.

Родственники бывают близкие и дальние. Давайте поговорим о близких. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

Маму и папу мы с вами распределим вот на эти ветви. Сейчас вы поймете, почему именно на них находятся эти родственники.

Работа с интерактивной доской. Запись в овалах родственников.

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они вам близки, любимы и так же приходятся вам близкими родными людьми. Как же их можно назвать? (Бабушками и дедушками.)

Ребята, как вы думаете, они старше родителей или нет? (старше)

На каких ветвях дерева расположим этих родственников? (Ниже родителей)

А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники?» (Родители бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки).

Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.

Родословное древо рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее.

Ребята, посмотрите, у нас верхняя часть дерева осталась пустой. Подумайте, кому отведено место на самом верху дерева? Кто же является свежей порослью? (дети, мы)

Правильно! Дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры.

Дерево жизни одного человека растет и крепнет от нежного, хрупкого в основании ростка детства к цветущей молодости, крепкой зрелости и могучей знаниями и опытом и все же тоже ранимой и хрупкой старости. А дерево семейной истории в основании крепко и устойчиво, и чем больше у него ветвей, тем все более свежая и молодая у него крона».

Постепенно появляются на ветках записи: мама, папа….

Индивидуальная работа

Ребята, сейчас вы выполните самостоятельно следующую работу. Вспомните, какие родственники живут вместе с вами. Подумайте, как их можно расположить на родословном древе. (Слайд 11) https://yadi.sk/i/1IscNI3qy8qxC

Дети располагают родственников на шаблонах с изображением родословного древа.

VI. Физкультминутка (1 мин)

Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!

(Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за учителем).

VII. Первичное закрепление и контроль знаний (10 мин)

Взаимоотношения в семье.

Да, ребята, семья – это прекрасно! В дружной семье и дела быстро выполняются. Люди в семье помогают друг другу.

Вот сейчас мы с вами узнаем, кто кому помогает в семье. У вас на столах лежат учебники. Внимательно рассмотрите рисунок на с. 8 и прочитайте пословицу. Подумайте, кто кому здесь помогает [1]. https://yadi.sk/i/7thzy1j5y8rEB

А в вашей семье, кто кому помогает? (ответы детей)

В семье, где не помогают друг другу – часто бывают споры, разногласия и такая семья часто распадается. Существуют и качества, которые разрушают семью.

Понять сказанное нам лучше поможет следующее задание «Мой дом».

(Слайд 12) https://yadi.sk/i/KhG_Ik0Uy9wqj

Сейчас выясним, какие качества разрушают семью, а какие укрепляют. Если вы считаете со своим товарищем, что данное качество способствует укреплению семьи – положите в окно правильной формы, если, наоборот, вы думаете, что оно разрушает семью – положите в окно неправильной формы. https://yadi.sk/i/n5xHNhWey8rSj

Проверка работы в парах (Фронтальная)

Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «понимание»

Как вы понимаете это слово?

Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

VIII. Рефлексия. Итог урока (5 мин)

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с темой, которая важна в жизни каждого человека. Давайте напомним еще раз следующие моменты урока….

- Дайте определение слову «семья?» (Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе).

- Как называют людей, которые живут в одной семье? (родственники)

- Кем вам могут приходиться родственники? (бабушкой, дедушкой, папой…)

- А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

Составление эмблемы.

Тема сегодняшнего урока важна для каждой семьи. По этой теме можно говорить много. В заключение занятия, давайте попробуем вместе составить эмблему нашего урока.

Мы выяснили, что группу людей, состоящую из родственников, называют…. (семья). Вот это слово обозначим в виде сердца (изображение сердца)

Каждый человек большую роль играет в семье. Он может, как разрушить, так и укрепить её. Поэтому счастье в семье зависит от нас, т.е. оно в наших руках (изображение рук)

Ребята, когда мы произносим слово «семья», какая нам слышится цифра? (семь).
Да, правильно! Существует такое прекрасное явление природы, когда после дождя светит солнце и на небе появляется….. (радуга). Вот у радуги тоже присутствует цифра семь. У неё семь цветов. Видите, как эти слова близки.

Сейчас мы с вами будем открывать постепенно цвета дуг и узнаем, что должно находиться над нашей семьёй.

(дети называют цвета и на дугах появляются положительные качества)

Вот эти качества и составляют основу семейного счастья. https://yadi.sk/i/8kr9Ohfry9x3M

IX. Итог урока (2 мин)

На жизненном пути каждого человека встречаются разные люди, но кто бы ему ни встретился, в каких бы краях он ни был, ему всегда будет тепло и радостно на душе от того, что где-то в родной стороне у него есть дом, семья, любимые родственники. Человеку гораздо легче живется со знанием того, что где-то его любят и ждут самые близкие и родные люди, что есть семья, где его всегда примут, всегда поймут, простят и окажут любую помощь.

Как бы грустно это не звучало, но мы иногда относимся к близким людям неправильно: грубим им. Не выполняем те или иные их просьбы. И только, когда их теряем, начинаем осознавать свои ошибки.

Поэтому, ребята, берегите своих близких и помните, что дороже их – никого на свете нет!
Кто - то из вас уже сегодня посмотрит по – другому, на своих близких, будет более к ним внимателен и жизнь приобретет более яркую сторону, т. е. изменится в лучшую сторону.
Мне сегодня очень понравилось, как вы работали на уроке, и мне бы хотелось узнать ваше мнение. Поднимите карточку с улыбающимся изображением, если урок вам понравился, а если не понравился урок – то с грустным изображением.

Выставка книг

Дополнительный материал

О родственниках, семье бытует много пословиц. На доске представлена следующая пословица. Она расположена в неправильном порядке. Попробуйте восстановить её.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Объясните смысл данной пословицы.

- Карточки с заданиями.

Отметь знаком +, что ты умеешь делать сам.

- Работа по учебнику (ксерокопия). Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы: Кто кому помогает в семье Ивановых?

А кто кому помогает в твоей семье?

- Расшифровывание пословиц (ромашка):

  • На что клад, когда в семье лад.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Заполни пропуски.

  • Сестра отца – . . . .
  • Хранительница семейного очага – . . . .
  • Наследник рода – . . .
  • Брат мамы – . . . .
  • Дитя родителей, но не сын – . . . .
  • Отец мамы – . . .
  • Сын брата – . . . .
  • Мама папы – . . .
  • Папин папа – это...
  • Внучка – это дочка сына или ...
  • Бабушка – это мама мамы или ..
  • Тетя – это сестра мамы или …
  • Дядя – это брат мамы или ...

Игра «Найди пару»

  • БАБУШКА
  • ВНУЧКА
  • ОТЕЦ
  • ДОЧЬ
  • БРАТ
  • СЕСТРА
  • ТЕТЯ
  • ПЛЕМЯННИЦА

Литература

  1. Зубова Г.Д. Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 2-х классов/ Автор-сост.: Г.Д. Зубова.- Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014. – 64с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. Русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнение. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – 874с. ISBN 978-5-9900358-1-2.