Беседа о добре и зле

Разделы: Профессия — педагог

Класс: 5

Ключевые слова: зло, добро


Старинный дом. На веранде некто и кто-то.

Некто - пожилой человек в сером костюме. Кто-то - двадцатилетний юноша.

Некто: Итак, ты пришел, чтобы поговорить о человеке и о добре, которое он делает для других людей.

Кто-то: Да, именно так, и спасибо Вам, что Вы согласились выслушать меня. Я много размышлял об этом и сделал для себя некоторые открытия. Я хочу поделиться с Вами своими мыслями.

Некто: Можешь начинать. Только вот что: разве ты встретился со мною только для того, чтобы рассказать мне то, что ты мне сейчас расскажешь? С такой просьбой ты мог бы обратиться к любому из твоих друзей, и тебя бы охотно выслушали.

Кто-то: Я хочу не только высказаться, но и услышать Ваше мнение по поводу верности моих суждений. Вы старше моих друзей и знаете жизнь лучше их.

Некто: Что же, я могу высказать своё мнение. Но не обижайся, если моя критика вдруг покажется тебе жёсткой.

Кто-то: Вы для меня - авторитет, и я не в праве на вас обижаться.

Некто: Начинай же!

Кто-то: Сначала мне казалось, что добро творят избранные. Потом я понял, что добро творить должны все, и тогда мир изменится в лучшую сторону.

Некто: Почему ты пришёл к такому выводу?

Кто-то: Я долго размышлял об этом. Постарайтесь понять ход моих мыслей. Добро обычно направлено на устранение каких-то неприятных условий, стесняющих даже не самого творящего добро, а в первую очередь – другого, абсолютно чуждого ему человека.

Некто: Почему именно чуждого? Разве ты не можешь приносить добро своему родственнику или, например, домашнему животному?

Кто-то: Если человек, которому я приношу своё добро в дар, близок мне, то добро не будет до конца бескорыстным. Я буду стремиться оказать своему родственнику внимание, так как мне предстоит жить вместе с ним. И заботясь о нем, я тем самым забочусь и о себе. А чуждого человека я вижу в первый и, возможно, в последний раз в своей жизни. Значит, я ничего не жду и не могу ждать взамен.

Некто: Почему ты считаешь, что добро твоё будет принято как дар? Не считаешь ли ты, что ты просишь от этого чуждого тебе человека взамен очень много, например, ты просишь его принять от незнакомого ему человека, то есть от тебя, неизвестное нечто, которое ты называешь даруемым добром? Ведь если ты не знаешь человека, то и он не знает тебя. Не кажется ли тебе, что даруемая тобой твоя добродетель может повредить незнакомцу?

Кто-то: Почему Вы говорите, что это «моя» добродетель? - Добро едино! И любая входящая в него добродетель не может принадлежать одному человеку.

Некто: А что есть добро ?

Кто-то: Каждый нравственный человек добр.

Некто: Так ты думаешь, что едина и нравственность? Но нравственность измеряется пристрастием человека к каким-либо предрассудкам и признаваемым обществом, его теми или иными социальными группами суевериям. Что нравственно для одного, то абсолютно безнравственно для другого. И потом, безнравственные по общим понятиям люди часто бывают добрыми. Однако мы далеко отошли от нашей темы. Допустим, что незнакомый или, как ты говоришь, чуждый тебе человек примет твою добродетель как твой дар от чистого сердца. Что дальше?

Кто-то: Когда делаешь добро незнакомому человеку и он принимает его, невольно видишь, что множество людей тоже нуждаются в добре и что твоего добра не хватит на всех. Именно поэтому все люди должны делать добрые дела.

Некто: Добрые дела для себя самих? В таком случае проблема уже устранена. Каждый тем самым заботится о себе как только может и не нуждается в заботе других.

Кто-то: Что значит для себя самих? Для себя самих стараются и трудятся лишь эгоисты. Важно заботиться именно о других людях и главным образом о незнакомых и чуждых тебе людях.

Некто: О всех?

Кто-то: В том масштабе, в котором позволяют силы и возможности.

Некто: Что же, твоё открытие обосновано, и оно имеет право на жизнь. Но оно неприменимо к окружающему миру людей. Если бы на земле были лишь ты да я - тогда ты был бы глубоко прав... Но людей много, все они разные, и мы не можем их всех уравнивать своими представлениями о добре.

Кто-то: Что значит «уравнивание»? Разве я говорил что-нибудь об этом? Вы, наверно, не совсем понимаете меня?

Некто: Нет, я понял тебя от начала и до конца, если ты сказал то, что действительно хотел сказать. И хотя ты не говорил об уравнивании, это уравнивание ясно видно во всей твоей идее всеобщего добротворения.

Кто-то: Что Вы имеете ввиду? Объясните мне.

Некто: Я уже говорил тебе, что я имею ввиду, но повторюсь: а что если добро в твоем понимании не захочет принять ни один человек на свете, потому что твое добро просто никому не понравится ? В такой ситуации незнакомый человек в лучшем случае примет его за насмешку над собой и оттолкнёт тебя.

Кто-то: Я буду творить истинное добро, оно будет помогать людям. Я буду жалеть их.

Некто: А откуда ты знаешь, что нужно совершенно чуждому тебе человеку? А жалость – разве это не самое унизительное из чувственных проявлений, на которое только способен человек? Ты ничего не сделаешь своей жалостью, а лишь почём зря потеряешь драгоценные нервные клетки. Да и не в жалости дело. Ты думаешь, что если несколько человек начнут творить добро повсюду, они смогут изменить мир, сделать его лучше и добрее?

Кто-то: Почему несколько? Весь мир, или, по крайней мере, большинство из живущих должны творить добро во имя всеобщего блага!

Некто: Если весь мир возьмётся вершить добро, то не будет человека – обрати внимание: в буквальном смысле на планете не будет такого человека! - которого можно было бы осчастливить.

Кто-то: Я не буквально говорю: «Все!». Человечество всегда делилось на страдающих и тех, кто живёт неплохо. И те, кто живёт неплохо ...

Некто: ... вполне могли бы помогать тем, кто несчастен и живёт плохо, верно? И как же ты, по какому критерию разделишь людей, отделив одних от других? По материальному или моральному принципу жизни? Может быть, провести международную перепись населения, во время которой неизбежно нашлись бы те, которые постарались выглядеть похуже, чтобы добрые люди увеличили им их долю даруемого добра и благ? Даже если предположить, что этот вопрос будет решен, то не окажете ли вы, творящие добро, медвежью услугу эгоистам и лентяям, не желающим трудится ради собственного блага. Или ты считаешь, что все нуждающиеся – это высоконравственные члены общества?

Кто-то: Эгоистам и лентяям? Почему же нет? - Они такие же люди.

Некто: Да, но многие из них не просто не работают в то время, когда работают за них и на них; они попросту паразитируют на проявляемой о них заботе и так называемом тобой «добре». Любая забота развращает, делает человека слабым. Получается, что твоё открытие не работает во благо людей, а оборачивается против них.

Кто-то: Что же Вы тогда предлагаете?

Некто: Я не предлагаю, я лишь оцениваю твоё открытие, т.е. делаю то, о чем ты меня попросил, и вот что я хочу сказать. Основной недостаток твоей идеи в том, что ты создал ее своим умом и с его же помощью доказал ее важность и жизнеспособность, не опираясь на известные обстоятельства, очевидные факты и исторический опыт развития мира. Думай и размышляй об этом - это правильно, потому что полезно. Но предпочти реальность и факты своим представлениям о мире, человеке и в данном случае - о так называемом добре!

На тему добра без каких – либо определенных выводов можно философствовать очень долго – это одна из вечных философских тем! До тебя в мире о добре было сказано очень много. Но тебе пока непросто понять, что любой человек творит добро каждый день уже одним своим участием в мировом процессе. Как? – Он участвует в балансе мирового добра и зла в обычном понимании этих слов вне зависимости того, хочет он этого или нет, осознает он это или никогда не поймет этого.

Вопрос о добре, как и о зле, сегодня изжил себя. Развивающийся мир многолик и сложен. Мы живем в эпоху, когда актуальна и целесообразна постановка вопроса не о добре, которое романтичный юноша намерен творить, чтобы осчастливить мир. В наше время полезнее думать и говорить о помощи человеку – любому человеку, включая и незнакомого или, как ты говоришь, чуждого человека, хотя точнее будет эпитет «чужого» или «незнакомого»! Эта помощь должна состоять из действия, направленного на удовлетворение интересов человека, если они не наносят вред другому человеку. Но помогать ему в том, в чем тот нуждается, можно только при условии, если ты убедился, что самому человеку предпринимаемое не под силу, а ты относительно свободен от собственных срочных забот.

И прошу тебя, забудь о жалости !!! Будь безжалостен! Нет, не жесток, а именно безжалостен. Безжалостность и жестокость – это разные эмоционально-чувственные категории. Если ты действительно знаешь, как помочь человеку, и имеешь возможность, средства и время, - помоги ему. Если хочешь высказать своё хорошее отношение к нему, то сделай это не только словом, но и делом. И ... не чувствуй ничего, кроме удовлетворения, удовольствия или облегчения, ощущения поставленной точки.

Помогая человеку, делай это по возможности незаметно для него и никогда ничего не требуй взамен! По-моему, это очень важно, потому что при иной позиции в данном вопросе твоя помощь превратиться в сделку.

Если все станут поступать так, а те, кто действительно нуждается в помощи или, как ты говоришь, - в добре, с твоей помощью или без нее станут сильными, добровольно отказавшись от предлагаемых им благ, и смогут выкарабкаются из неблагоприятной ситуации, мир действительно изменится в лучшую сторону.

Я понимаю, что моя идея, как и твоя, также имеет слабые стороны, потому что выкарабкаться к лучшей жизни хотят далеко не все способные на это. Но эта идея мне представляется более честной, нежели предложенная тобой, потому что избавляет мир от слабости, а наивных мечтаний и мечтателей о всеобщем человеческом счастье – от напрасных потерь драгоценного жизненного времени и бездарной жизни ради выдуманной ими иллюзии.

Живи же и здравствуй, думая о себе, ибо сказано мудрыми: «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи!».

Да будет так.