Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи "Зимушка-Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, развитие речи


Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Обучающие:

  • учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам;
  • обогащать лексику родственными словами;
  • формировать звуковую культуру речи, обучать детей умению вести активный диалог, упражнять в диалогической речи; учить задавать вопросы, используя мнемотаблицу;
  • закреплять умение связно и логично высказывать свою мысль;
  • грамматически правильно оформлять предложения;
  • понимать скрытый смысл слов и выражений (старуха-зима, старуха-волшебница).

Развивающие:

  • упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
  • активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание, развивать воображение, логическое мышление, слуховое внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  • выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
  • выполнять поставленную задачу.

Методы и приемы:

  • наглядные: картинки с изображением;
  • словесные: чтение стихотворения, вопросы;
  • практические: пальчиковая гимнастика, малоподвижная игра.

Материал. Слайды с зимними пейзажами, снежинка (одна сторона грустная, другая-радостная), лупы, ведёрко со снегом, видеофильм, как растет снежинка, вырезанные снежинки из картона, детский телефон, схемы правил ведения диалога, колокольчик, магнитофон.

Предварительная работа. Беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений, рассказов. Наблюдение в природе.

Ход занятия

- Ребята, предлагаю поздороваться и познакомиться с нашими гостями:

- Здравствуйте, меня зовут Маргарита Михайловна, я люблю свою работу, в своей работе я большое внимание уделяю развитию коммуникативной функции речи.

- Здравствуйте, меня зовут Тоня. Мне нравится….

- Доброе утро. Меня зовут Герман. Я люблю…

- Скажите, какой месяц год начинает? (январь).

- Это зимний месяц. Сколько месяцев продолжается зима? Давайте назовем их.

- Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме.

- Обратите внимание на слайд с зимним пейзажем. Послушайте внимательно стихотворение А. С. Пушкина, как он описывает зиму:

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет Волшебница – зима.
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки – зимы.

- А Федор Тютчев описывает зиму по-другому:

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.

- Как поэты называют зиму в своих стихотворениях?

- Какая может быть зима – волшебница или чародейка – зима?

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Послушайте стих Людмилы Городецкой:

А зима-старуха злится,
Всё снегами заметя,
То на поле устремится,
Иль засыплет тополя.

- А Ольга Кудинова в своём стихотворении раскрывает характер зимы с другой стороны:

Мчится вьюгой зима-старуха,
Растрепала седые косы,
Навалила снежного пуха
На уснувшие ветки берёзы.

- Как поэты называют зиму в своих стихотворениях? Почему?

- Какой может быть зима-старуха? (ответы детей)

- Присаживайтесь, ребята, на стульчики.

- Поэты называют зиму по-разному, т.к. у них своё отношение к ней. Так и каждый человек имеет своё отношение к чему- то и на зиму можно посмотреть с разных сторон. (Показываю снежинку, одна сторона весёлая, другая – грустная).

- Если снежинка укажет весёлую, положительную свою сторону, то мы будем говорить о положительной стороне зимы, а если покажет грустную сторону, то говорить мы будем об отрицательной стороне зимы. Итак, будьте внимательны:

- Полярная ночь – хорошо или плохо. Почему?

- Гололёд.

- Мороз.

- Метель.

- Ребята, назовите самый главный признак зимы. Конечно, снег. Из чего состоит снег? Давайте мы его рассмотрим. Возьмите лупы. Вспоминаем правила, как надо пользоваться лупой. Что видите? Ребята, хоть лупа увеличивает всё в 10 раз, мы не очень хорошо увидели снежинки, т.к. они в тепле успели подтаять. Но учёные смогли увидеть, как растёт снежинка под микроскопом и сделали об этом фильм. Хотите увидеть, как растёт снежинка? Тогда садитесь на стульчики, а кто будет самый внимательный сможет сосчитать сколько у снежинок лучиков. (просмотр).

- Так, сколько лучиков у снежинок? Ребята, кто из вас знает, почему скрипит снег под ногами? (ответы детей, объяснение)

- Каждая снежинка неповторима, никогда узор одной снежинки не повторит узор другой.

- У меня на подносе снежинки, возьмите любую, как и в природе они все разные, рассмотрите внимательно свою снежинку, потом подойдите ко мне к доске, найдите подходящий для неё домик – контур. (выполнение задания). Вы были очень внимательны, задание выполнили правильно.
- Ребята, пока мы с вами выполняли задание, к нам пришло видеописьмо. Присаживайтесь на стульчики. (смотрим видеосюжет, где дети средней группы просят старших детей, чтобы они научили их зимним забавам).

- Давайте подумаем, чем мы можем помочь малышам. Подойдите, ребята, ко мне (присаживаемся на ковёр). У меня в коробочке карточки с изображением разных зимних забав, каждый из вас возьмёт карточку и будет говорить чётко и коротко о том, чему и как научил бы малыша зимним развлечениям. Если есть правила безопасности в играх, то мы говорим и о них. (при затруднении задаю вопросы или просим помощи у друзей).

- А теперь давайте сами разомнёмся, поиграем. Выбираем ведущего, под музыку дети изображают зимние игры, водящий говорит: «Снежинка покружись, снежинка повернись, зимняя забава покажись!» Дети замирают, ведущий ходит, дотрагивается до фигуры, фигура оживает, ведущий угадывает, что изображает играющий.

- Отдохнули, присаживайтесь на стульчики. Звонит телефон. Я беру трубку (имитирую разговор с Дедом Морозом), связь прерывается.

- Алло, алло, ой связь прервалась. Ребята, это звонил Дед Мороз. Д.М. хотел узнать у вас, как вы провели новогодние праздники, с кем встречали, рады ли вы подаркам, которые вам подарил Д.М. Но что-то случилось на телефонной линии и связь прервалась. Как мы сможем рассказать всё Д.М.? Подскажите. (дать детям высказаться).

- Можно взять интервью друг у друга и узнать, как вы провели новогодние праздники. А я запишу ваши рассказы на диск и отправлю диск по почте Д.М.

- Давайте вспомним правила ведения диалога.

- Эти схемы помогут нам задавать вопросы.

- Ребята, когда идёт запись, каждый звук и лишнее слово запишется, так, что мы должны сидеть тихо и не мешать говорящим.

- Мы прослушали наши рассказы (вытаскиваю диск из магнитофона, кладу его в конверт), я пошлю это письмо Д.М., пусть он послушает и порадуется.

 - У нас сегодня много гостей, и у вас, ребята, есть шанс узнать, как же наши гости провели новогодние каникулы. Подумайте, какой один вопрос вы хотели бы задать гостям, но перед тем как его задать, не забудьте поздороваться и познакомиться. Как только колокольчик прозвенит, вы возвращаетесь и садитесь на стульчики.

- Я думаю, познакомившись с нами, наши гости остались довольны. Подошло к концу наше занятие, какие задания вызвали у вас трудности, почему; а какие задания понравились, почему.

Я предлагаю сейчас в группе нарисовать снежинки, каждый свою, неповторимую. А ещё в группе нас ждёт подарок от Д.М.

Прощаемся с гостями.