Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:
Обучающие:
- учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам;
- обогащать лексику родственными словами;
- формировать звуковую культуру речи, обучать детей умению вести активный диалог, упражнять в диалогической речи; учить задавать вопросы, используя мнемотаблицу;
- закреплять умение связно и логично высказывать свою мысль;
- грамматически правильно оформлять предложения;
- понимать скрытый смысл слов и выражений (старуха-зима, старуха-волшебница).
Развивающие:
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- активизировать словарь детей;
- развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание, развивать воображение, логическое мышление, слуховое внимание.
Воспитательные:
- воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников;
- выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
- выполнять поставленную задачу.
Методы и приемы:
- наглядные: картинки с изображением;
- словесные: чтение стихотворения, вопросы;
- практические: пальчиковая гимнастика, малоподвижная игра.
Материал. Слайды с зимними пейзажами, снежинка (одна сторона грустная, другая-радостная), лупы, ведёрко со снегом, видеофильм, как растет снежинка, вырезанные снежинки из картона, детский телефон, схемы правил ведения диалога, колокольчик, магнитофон.
Предварительная работа. Беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений, рассказов. Наблюдение в природе.
Ход занятия
- Ребята, предлагаю поздороваться и познакомиться с нашими гостями:
- Здравствуйте, меня зовут Маргарита Михайловна, я люблю свою работу, в своей работе я большое внимание уделяю развитию коммуникативной функции речи.
- Здравствуйте, меня зовут Тоня. Мне нравится….
- Доброе утро. Меня зовут Герман. Я люблю…
- Скажите, какой месяц год начинает? (январь).
- Это зимний месяц. Сколько месяцев продолжается зима? Давайте назовем их.
- Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме.
- Обратите внимание на слайд с зимним пейзажем. Послушайте внимательно стихотворение А. С. Пушкина, как он описывает зиму:
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет Волшебница – зима.
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки – зимы.
- А Федор Тютчев описывает зиму по-другому:
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.
- Как поэты называют зиму в своих стихотворениях?
- Какая может быть зима – волшебница или чародейка – зима?
- А теперь посмотрите на следующий слайд. Послушайте стих Людмилы Городецкой:
А зима-старуха злится,
Всё снегами заметя,
То на поле устремится,
Иль засыплет тополя.
- А Ольга Кудинова в своём стихотворении раскрывает характер зимы с другой стороны:
Мчится вьюгой зима-старуха,
Растрепала седые косы,
Навалила снежного пуха
На уснувшие ветки берёзы.
- Как поэты называют зиму в своих стихотворениях? Почему?
- Какой может быть зима-старуха? (ответы детей)
- Присаживайтесь, ребята, на стульчики.
- Поэты называют зиму по-разному, т.к. у них своё отношение к ней. Так и каждый человек имеет своё отношение к чему- то и на зиму можно посмотреть с разных сторон. (Показываю снежинку, одна сторона весёлая, другая – грустная).
- Если снежинка укажет весёлую, положительную свою сторону, то мы будем говорить о положительной стороне зимы, а если покажет грустную сторону, то говорить мы будем об отрицательной стороне зимы. Итак, будьте внимательны:
- Полярная ночь – хорошо или плохо. Почему?
- Гололёд.
- Мороз.
- Метель.
- Ребята, назовите самый главный признак зимы. Конечно, снег. Из чего состоит снег? Давайте мы его рассмотрим. Возьмите лупы. Вспоминаем правила, как надо пользоваться лупой. Что видите? Ребята, хоть лупа увеличивает всё в 10 раз, мы не очень хорошо увидели снежинки, т.к. они в тепле успели подтаять. Но учёные смогли увидеть, как растёт снежинка под микроскопом и сделали об этом фильм. Хотите увидеть, как растёт снежинка? Тогда садитесь на стульчики, а кто будет самый внимательный сможет сосчитать сколько у снежинок лучиков. (просмотр).
- Так, сколько лучиков у снежинок? Ребята, кто из вас знает, почему скрипит снег под ногами? (ответы детей, объяснение)
- Каждая снежинка неповторима, никогда узор одной снежинки не повторит узор другой.
- У меня на подносе снежинки, возьмите любую, как и в природе они все разные, рассмотрите внимательно свою снежинку, потом подойдите ко мне к доске, найдите подходящий для неё домик – контур. (выполнение задания). Вы были очень внимательны, задание выполнили правильно.
- Ребята, пока мы с вами выполняли задание, к нам пришло видеописьмо. Присаживайтесь на стульчики. (смотрим видеосюжет, где дети средней группы просят старших детей, чтобы они научили их зимним забавам).
- Давайте подумаем, чем мы можем помочь малышам. Подойдите, ребята, ко мне (присаживаемся на ковёр). У меня в коробочке карточки с изображением разных зимних забав, каждый из вас возьмёт карточку и будет говорить чётко и коротко о том, чему и как научил бы малыша зимним развлечениям. Если есть правила безопасности в играх, то мы говорим и о них. (при затруднении задаю вопросы или просим помощи у друзей).
- А теперь давайте сами разомнёмся, поиграем. Выбираем ведущего, под музыку дети изображают зимние игры, водящий говорит: «Снежинка покружись, снежинка повернись, зимняя забава покажись!» Дети замирают, ведущий ходит, дотрагивается до фигуры, фигура оживает, ведущий угадывает, что изображает играющий.
- Отдохнули, присаживайтесь на стульчики. Звонит телефон. Я беру трубку (имитирую разговор с Дедом Морозом), связь прерывается.
- Алло, алло, ой связь прервалась. Ребята, это звонил Дед Мороз. Д.М. хотел узнать у вас, как вы провели новогодние праздники, с кем встречали, рады ли вы подаркам, которые вам подарил Д.М. Но что-то случилось на телефонной линии и связь прервалась. Как мы сможем рассказать всё Д.М.? Подскажите. (дать детям высказаться).
- Можно взять интервью друг у друга и узнать, как вы провели новогодние праздники. А я запишу ваши рассказы на диск и отправлю диск по почте Д.М.
- Давайте вспомним правила ведения диалога.
- Эти схемы помогут нам задавать вопросы.
- Ребята, когда идёт запись, каждый звук и лишнее слово запишется, так, что мы должны сидеть тихо и не мешать говорящим.
- Мы прослушали наши рассказы (вытаскиваю диск из магнитофона, кладу его в конверт), я пошлю это письмо Д.М., пусть он послушает и порадуется.
- У нас сегодня много гостей, и у вас, ребята, есть шанс узнать, как же наши гости провели новогодние каникулы. Подумайте, какой один вопрос вы хотели бы задать гостям, но перед тем как его задать, не забудьте поздороваться и познакомиться. Как только колокольчик прозвенит, вы возвращаетесь и садитесь на стульчики.
- Я думаю, познакомившись с нами, наши гости остались довольны. Подошло к концу наше занятие, какие задания вызвали у вас трудности, почему; а какие задания понравились, почему.
Я предлагаю сейчас в группе нарисовать снежинки, каждый свою, неповторимую. А ещё в группе нас ждёт подарок от Д.М.
Прощаемся с гостями.