Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать
учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность
в планировании, организации и контроле своей деятельности».
(Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»)
География не может быть скучной, но чтобы пробудить у детей интерес к изучению географии, учитель должен не только владеть содержанием, но и уметь так организовать процесс обучения на уроках, чтобы каждый школьник был включен в работу и получил удовольствие от процесса познания. И именно география - это тот учебный предмет, который позволяет достичь этой цели, ведь именно она обладает широким диапазоном межпредметных связей, имеет огромное разнообразие форм и средств обучения.
На уроках географии я широко использую метод проектов, так как именно этот метод позволяет достичь многих предметных, метапредметных и личностных целей.
Учащиеся 5 и 6 класса еще часто практически на всех этапах работы над проектом нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи учителя. Дети данного возраста испытывают трудности при совместной деятельности на протяжении длительного периода времени. Семиклассники уже самостоятельно могут сформулировать проблему и цель проекта, они обладают достаточным количеством учебных знаний и опыта. Проблемой для учащихся этого возраста является мотив к деятельности – это слабое место подростков. В связи с этими возрастными особенностями учащихся 5-7 классов я считаю целесообразным использовать краткосрочные творческие групповые проекты – длительностью 1-2 урока.
Задачами мини-проектов является обучение планированию, формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, умение анализировать, развитие творческих способностей учащихся, формирование позитивного отношения к предмету, умению оценивать свою работу.
В рамках проведения предметной декады естественных наук в 2018-2019 году на уроках географии были реализованы мини-проекты «Вулканы» (в 6 классах, продолжительностью 1 урок), «Материки» (в 7 классах, продолжительность 2 урока).
Учащиеся классов делились на группы численностью до 5-6 человек, каждой группе предлагались карта-инструкция проекта (Приложение 1, Приложение 2) и один из запечатанных конвертов (в случайном порядке).
В запечатанном конверте находятся все необходимые материалы для работы в соответствии с темой:
- дополнительная текстовая и графическая информация по вулканам и материкам (Приложения 3-8)
- силуэты животных, растений и т.д.
На отдельном столе размещается то, что может понадобиться учащимся на уроке для выполнения моделей, макетов: ватман, цветная бумага, пластилин, краски, ножницы, клей, небольшие пластиковые емкости, сода, средство для мытья посуды, уксус.
Во время реализации проекта, в случае необходимости, оказываю помощь группам, осуществляю наблюдение за реализацией проектов, фиксирую в карте наблюдений уровень сформированности УУД, по истечении отведенного на проект времени организую подведение итогов и рефлексию.
Особое внимание при подготовке и осуществлении мини-проектов следует обратить на следующие аспекты:
- ученик может попасть в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки, неумение распределить время);
- могут проявиться психологические коммуникативные проблемы.
В результате практической реализации мини-проектов на уроках географии мной были выявлены следующие положительные моменты:
- формируются навыки самообразования и самоконтроля;
- моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
- формируются навыки групповой деятельности;
- осуществляется индивидуальный подход к учащимся;
- формируются навыки само- и взаимооценки;
- в творческом процессе задействован каждый учащийся;
- формируется интерес к познавательной деятельности.