Занятие «Путешествие пчёлки» для детей старшего дошкольного возраста является одним из программы «Рабочая программа по развитию познавательной активности и навыков релаксации у детей дошкольного возраста». Занятие «Путешествие пчёлки» направлено на формирование навыков программирования, усвоения приёмов мыслительной деятельности, устойчивости внимания, произвольной саморегуляции.
В основе занятия лежит интеграция видов деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная, графическая.
Занятие построено на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Демонстрация динамичных образов и объектов наблюдения способствуют активизации наглядного мышления, зрительных функций, облегчают процесс зрительного восприятия и запоминания информации. эффективность обучения и развития детей.
Введение
Красочность, наглядность, реалистичность, возможность оказаться в ином мире, не выходя из стен детского сада – все это нам открывают информационно-коммуникационные технологии. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер.
Создание эмоционального настроя в группе, способствование развития навыков совместной деятельности детей, формирование доброжелательных взаимоотношений, коммуникативной готовности к общению,сплочение группы через выполнение совместных заданий.
В ходе всего мероприятия используются современные технологии:
- Коммуникативно-деятельностный подход основывается на понимании речи - как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду — развитие речи как средства общения и познания.
- Элементы социоигровой педагогики, а именно: работа детей проходит в командах по разному способу объединения (индивидуальная, подгрупповая, групповая). Создание непринужденной, естественной обстановки общения, позволило повысить мотивацию к речи у детей, внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, слушать точку зрения другого, согласовывать свои действия, работать сообща в команде.
- Здоровьесберегающие технологии, а именно: вариативное использование пространства, смена видов деятельности детей. Подбор материала с учётом утомляемости детей.Чередование различных видов деятельности, статические и динамические задания и упражнения.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) использование которых позволяет создать необычную мотивацию, значительно повысить интерес детей к выполняемой деятельности.
Эффективность деятельности участников занятия напрямую зависит от доступности излагаемого материала и четкости инструкций к упражнениям.В ходе занятия приводятся словесные примеры выполнения упражнений, задаются вопросы на понимание.
Для сохранения интереса, более полного проживания темы, а также для перехода детей в самостоятельную деятельность им предлагается творческое задание – составление графического маршрута от дома до детского сада.
Представленное мероприятие — это небольшой фрагмент моей системной образовательной деятельности с воспитанниками.
Цель: Формирование умения определять свое местоположение, а также других объектов в пространстве относительно какой-либо системы отсчета, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.
Задачи:
Образовательные:
- Научить детей работать с карточками-схемами, выполнять задания, используя определенный алгоритм.
- Научить отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).
- Формировать навыки зрительно-моторной координации и произвольной саморегуляции.
Развивающие:
- Формирование способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- Развитие мышления в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности: умение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать.
- Развитие саморегулирующей функции речи.
- Развитие любознательности и творческих способностей.
- Снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности.
Воспитательные:
- Обогащение коммуникативного опыта в ситуации межличностного общения со сверстниками, взрослыми.
- Сплочение группы через выполнение совместных заданий.
- Развитие умения работать в команде, оказывать поддержку.
Здоровьесберегающие:
- Подбирать материал с учётом улучшения общесоматического баланса.
- Чередовать различные виды деятельности, статические и динамические задания и упражнения.
Оборудование: презентация «Путешествие пчёлки», мультимедийное оборудование, робототехнические комплекс (программируемый мини-робот Bee-Bot), игровые поля-маршрутизаторы, раздаточный материал «Карта-схема», цветные карандаши, большие мягкие модули, поощрительные наклейки.
Место проведения: компьютерный класс.
Количество детей: 6–12 человек.
Длительность занятия: 25 мин.
Виды деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- двигательная
- графическая.
Моделирование предметно-развивающей среды:
Помещение поделено на 5 секторов. В каждом секторе дети выполняют определенные задания.
1 сектор – Интерактивная доска для активизации наглядного мышления.
2 сектор – Большие мягкие модули разложены в виде дорог, которые имеют единую начальную точку и несколько ответвлений.
3 сектор – робототехнические комплекс (программируемый мини-робот Bee-Bot, игровые поля-маршрутизаторы).
4 сектор – Стол с раздаточным материалом, цветные карандаши.
5 сектор – свободное пространство в центре зала для релаксации.
Ход занятия
Содержание |
Методы и приёмы |
|
Вводная часть | Педагог: Здравствуй, друг! (вытягивают правую руку в сторону) Здравствуй, друг! (вытягивают левую руку в сторону) Становись скорее в круг! (берутся за руки) Мы по кругу пойдем И друзей везде найдем! (Дети приветствуют друг друга) |
Мотивирование детской деятельности Показ действий |
- Ребята я приветствую вас сегодня и хочу рассказать и показать удивительные вещи, происходящие в природе. Мы с вами сегодня совершим путешествие. Ой вы ничего не слышите, мне кажется я слышу какой-то звук, кто-то нас зовет на помощь. (Звучит тонкий пищащий звук) Ребята, одна пчёлка просит нас о помощи, она вылетела из улья за нектаром, но забыла дорогу домой в улей. Поможем ей найти дорогу домой? (Дети отвечают) В этом нам поможет пчёлка робот. |
Мотивирование детской деятельности | |
Основная часть | Первая часть – познавательная. Вы знаете, что пчёлы находят свой улей улетая за многие километры от него. При этом они ориентируются не только по Солнцу, сторонам света, но и по поверхности земли. Для того чтобы помочь пчелке, мы должны сначала понять, как она живет. Давайте посмотрим, видео (демонстрируется видеофрагмент «Полёт пчелы») Как вы думаете, что для пчелки важно в полете? (крылья). Наша пчелка маленькая и только учиться летать. Может мы ей поможем, подготовиться к полету? |
Активизация познавательной деятельности |
Для пчёлки в полёте очень важны крылья, наша пчёлка боится летать, давайте тоже станем пчелками и подготовим наши крылья к полёту. | Проблемная ситуация | |
Педагог: - Давайте сделаем зарядку, возьмите мячи – красный в правую руку, жёлтый в левую руку, Проверьте, правильно ли вы это сделали? Это крыло правое! Эта крыло левое! Я на мячик нажимаю, Я зарядку делаю. Будет сильным правое! Будет сильным левое! Будут крылья у меня ловкие, умелые. (дети повторяют движения) Молодцы ребята! |
Показ действий | |
Вторая часть - игровая. Посмотрите у нас есть карта подсказка, может она поможет нам найти дорогу пчелке. (Рассматривание карты с детьми). Перед вами проложен маршрут из мягких модулей. Я предлагаю вам разделиться на пары, один из вас будет пчелка, другой будет его помощником. Покажите и научите пчёлку ориентироваться в пространстве. - Мягкие модули разложены в виде схемы, в конце каждой из дорог находятся пчёлки. Вам необходимо объяснить своему товарищу как из от цветочка к улью исходной точки пройти до дома пчёлки, используя слова: вперёд, назад, направо, налево. А также помочь товарищу ему вернуться в исходную точку. (один из детей находится в исходной точке, второй ему объясняет, они меняются, за ними выполняет задание следующая пара) Замечательно! Вот мы и помогли пчелке добраться до улья. А как вы думаете, сама пчелка справилась бы? А что ей помогло? А что помогла вам? (карта). Как вы думаете мы с вами можем использовать карту-схему? |
Создание игровой ситуации | |
Третья часть – программирование. С цветка на цветок Летает пчела Готовит медок, Всегда весела, С зари до зари, В трудах и затеях. Бездельницей слыть Ей совсем неохота. В этом стихотворении говориться о пчеле, а какая пчела? А что делают наши пчелки? Пчёлка наша очень трудолюбива, она собрала нектар и ей нужно донести его домой в улей. (Дети переходят к полям-маршрутизаторам и мини-роботам - пчёлам) |
Активизация познавательной деятельности | |
- Перед вами полянка с цветами, у каждого из вас задание: запрограммировать пчёлку так, чтобы она долетела до своего улья. (Детям выдаётся схема-инструкция выполнения задания, ребята выполняют) Отлично, все пчёлки вернулись домой! |
Практическая деятельность Элементарный анализ |
|
Четвёртая часть – логическая. Ребята, пчёлка нашла полянку с самыми благоухающими цветами и самым вкусным нектаром, запомнила маршрут. Помогите ей зафиксировать свой маршрут с помощью опознавательных знаков. Нарисуйте всё что встретилось на пути пчёлки от улья до цветка. (Детям выдаются карточки «Карта-схема» и цветные карандаши, необходимо нарисовать) Молодцы, теперь пчёлка уже никогда не заблудится! |
Воображаемая ситуация | |
Пятая часть – релаксационная. Мы с вами славно потрудились, предлагаю вам встать в круг, потянуться вверх и медленно опускаясь лечь на спину на ковёр, ноги вместе, руки вдоль туловища и отдохнуть. (Дети лежат: ноги в середину. Педагог проговаривает текст, дети выполняют) |
||
«Пчелка» |
Показ действий | |
Заключительная часть
|
- Ребята, какие вы испытывали ощущения, когда помогали пчелке? Как мы помогали ей вернуться? Что нам помогало ей вернуться? А сможет ли она сама найти дорогу? А что было трудно, когда вы учили ориентироваться пчелку по карте? А как ориентировались вы, когда помогали пчелке? А нам может пригодиться ориентироваться по карте? Где и когда? Давайте вспомним, чему мы учили пчелку и чему научили? Даже трудолюбивая пчелка должна отдыхать чтобы набраться сил, а вы отдыхали? Вспомним основные направления. (Педагог показывает направление, дети называют: вперёд, назад, направо, налево и т.д.) А как вы думаете, приятно помогать другим? Ой я слышу знакомое жужжание, наша трудолюбивая маленькая пчелка вернулась, она собрала ваше настроение (она раскладывает пиктограммы-наклейки на полу) выдерите свое настроение, после проведения занятия. (Дети выбирают свое настроение, картинок в два раза больше, чем детей. Дети выбирают соответствующее настроение и прикрепляют себе). Давайте поблагодарим пчелку и попрощаемся с ней. |
Обобщение материала |
Ритуал прощания: |
Показ действий |
|
|
Длительность: 25 минут. |
|