Цели урока: познакомить учащихся с одним из видов многогранников, показать практическое применение многогранников в жизни.
Оборудование: модели многогранников, раздаточный материал с вопросами теста, карточки с вопросами для самостоятельного изучения нового материала, листы с решением задачи для сильных учеников.
Ход урока
I этап. Повторение изученного материала по вопросам
- определение призм,
- изображение,
- виды призм и ее элементы: основания, боковые грани, ребра, высота, диагональ,
- сечения призмы,
- теорема о боковой поверхности призмы.
II этап. Тест. Самостоятельная работа по проверке уровня усвоения темы «Призма»
1 вариант.
1. Если боковые ребра призмы перпендикулярны основаниям, то она называется:
a) прямая;
б) наклонная;
в) правильная.
2. Многогранник, у которого одно основание, называется:
а) параллелограмм;
б) призма;
в) пирамида.
3. Площадь боковой поверхности призмы вычисляется по формуле:
а) ;
б) ;
в) .
4. Сумма площадей боковых граней призмы – это:
а) полная поверхность призмы;
б) боковая поверхность пирамиды;
в) боковая поверхность призмы.
5. Сечение призмы, параллельное основаниям равно:
а) высоте;
б) основанию;
в) боковой грани.
2 вариант. (поменять местами вопросы теста 1 варианта)
III этап. Самостоятельная работа по изучению нового материала с использованиемучебника
Цель: развивать самостоятельность учащихся, совершенствовать умение работать с учебником.
При работе над темой «Параллелепипед» ученики получают карточки с вопросами, ответы на которые им надо найти самостоятельно в учебнике.
Карточка. Самостоятельная работа с учебником по теме «Параллелепипед».
Задание: Ознакомьтесь с текстом учебника стр.73-75 и найдите ответы на вопросы 19-26 стр.82.
- Что такое параллелепипед? Прямой и наклонный.
- Теорема о противолежащих гранях параллелепипеда.
- Теорема о точке пересечения диагоналей.
- Какой параллелепипед называется прямоугольным? Что такое линейные размеры прямоугольного параллелепипеда?
- Что такое куб?
- Теорема о диагонали прямоугольного параллелепипеда.
- Сколько плоскостей симметрии у прямоугольного параллелепипеда, у куба?
Затем проводится фронтальный опрос по этому материалу с использованием готовых чертежей на доске.
IV этап. Решение задач
1. Для сильных учащихся. Самостоятельная работа.
Решить задачу № 33 стр. 85 с последующей проверкой по готовому решению от учителя.
2. Всем учащимся разобрать задачи №№ 26, 28, 30, 38 стр. 85 на доске с помощью учителя.
V этап. Итоги теста. Комментирование учителя. Рекомендации по ликвидации пробелов
VI этап. Домашнее задание
По учебнику (А.В.Погорелов. Геометрия 10-11 класс. Москва. Просвещение) на стр. 82. выучить ответы на вопросы 19-26 и доказательство теорем.
Решить задачи № 27, 29, 31, 35 стр. 85. Индивидуальное задание для сильных учеников № 36.